|
самого начала он предостерегает нас от ловушки сектантства, опасности принять
часть за целое. Если мы хотим действительно иметь правильный подход к буддизму,
мы должны рассматривать его как целое, а не относиться к отдельной школе,
например к дзэн или ваджраяне, как ко всему буддизму. Сангхаракшита
неоднократно проводил аналогию между ДЗБО и китайской школой тиен тай,
переживавшей расцвет в VI в. нашей эры1. Обе школы отличаются широтой и
избирательностью в подходе к учениям; обе школы выбирают из огромной массы
имеющегося материала конкретные практики, определенное понимание, предписания,
которые наиболее способствуют духовному развитию их последователей в
определенном месте и периоде истории.
С самого начала в «Руководстве» освещается другая важная черта буддийского
учения, которая не всегда оценивается правильно, которой Сангхаракшита часто
касается в своей работе. Необходимо различать язык фактический и мифологический.
Он очень ясно раскрывает эту разницу в своей лекции «Архетипический символизм
в биографии Будды», он показывает, что современный человек, к своему великому
ущербу, в значительной степени утратил связь с языком мифов. Нам нужно уметь
понимать и говорить на обоих языках и не принимать развитую мифологическую
сторону буддизма просто за « легенду».
Он также предостерегает нас от одной из худших ловушек: считать, что
настоящий буддист — это монах. Наряду с тем, что он выступает в пользу
монашеского стиля жизни в целом, он настаивает на том, что быть буддистом по
сути означает принять Прибежище в Трех Драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе
— поместить эти Три Драгоценности в центр своей жизни. Такой акцент на
первостепенной важности прихода к Прибежищу более всего является отличительной
чертой миссии Сангхаракшиты. Поэтому первая часть книги посвящена Трем
Драгоценностям.
Б разделе, посвященном Дхарме, второй из Трех Драгоценностей, появляется
другая доминирующая тема. Еще с самых ранних дней в Англии он осознал,
насколько серьезно препятствуют духовному прогрессу негативные эмоциональные
состояния. Поэтому он подчеркивает необходимость развивать положительные эмоции,
практикуя, в частности, медитацию metta bhavana (развитие универсальной
добросердечности). Это ясное понимание нашего тяжелого эмоционального состояния
оказало влияние на то, как он передает глубочайшее учение Будды об
обусловленности, учение о том, что любая вещь или существо, «материальные» вещи
или психические состояния возникают в зависимости от условий.
В книгах о буддизме часто встречается мысль о том, что есть не один, а два
вида обусловленности: два способа, которыми мы можем действовать, один из них —
искусный, другой — неискусный. Первый известен как циклический или, следуя
терминологии Сангхаракшиты, режим ответного реагирования. Это режим, в котором
мы действуем большую часть времени, и он является причиной всех страданий. Но
есть также спиральный или «творческий» режим, в котором мы можем осуществлять
духовный прогресс, испытывая постоянно растущее чувство счастья и блаженства.
Более «негативный» режим ответного реагирования обычно освещается подробнее,
чем позитивный, творческий режим. К чести комментаторов, древних и современных,
следует допустить, что в самих канонических текстах удивительно мало внимания
уделяется творческому режиму и положительным ступеням духовного пути.
С целью восстановить равновесие (в этом отношении) Сангхаракшита делает
столь необходимый акцент на спиральном или творческом режиме обусловленности.
Он понимает, что, принимая во внимание религиозную обусловленность, от которой
мы избавились или находимся в процессе избавления, мы более склонны отвечать на
положительное поощрение, чем на негативную причинность.
Первая часть книги завершается несколькими главами, посвященными Духовной
Общине, третьей из Трех Драгоценностей. Имея в виду его настойчивое
подчеркивание важности прихода к Прибежищу, не удивительно, что Сангхаракшита
отмечает важность Духовной Общины, которую он определяет как, по сути, «те, кто
пришел к Прибежищу». Этот аспект его учения также противоречит часто
встречающемуся утверждению, что истинная Сангха — это община монахов.
Во второй части «Проводника» рассматривается традиционная формулировка
буддийского пути — нравственность, медитация и мудрость. Сангхаракшита
показывает, что буддийская этика основана не на обязательствах или законе, а на
том, что мы свободны выбирать один из двух вариантов обусловленности, но,
выбрав, мы несем ответственность за последствия.
Медитационной практике всегда уделялось в ДЗБО большое внимание. Во время
медитации мы непосредственно работаем с нашим психическим состоянием, и
систематическая практика медитации создает необходимый базис для прозрения.
Людям, вступающим в ДЗБО, рекомендуют регулярно заниматься медитационной
практикой. Во многих своих лекциях Сангхаракшита рассказывает о медитации и ее
различных аспектах. В одной из выдержек из магнитофонной записи лекции он
разбирает пять медитационных практик, которые традиционно считаются
противоядиями против определенных ядов или препятствий для духовного роста; в
другой он объясняет медитационные техники, которые выполняют члены «Западного
буддийского Ордена», в понятиях интеграционной системы, отражающей
последовательные стадии духовного прогресса.
Из всего, что было сказано, можно сделать вывод, что эта книга не является
историческим или географическим обзором буддизма (как некоторые другие работы
Сангхаракшиты). Это личная интерпретация учений буддийской традиции, ее
основных черт, собранных воедино для того, чтобы дать читателю представление о
том, как воплощать их на практике.
«Проводник по буддийскому Пути» дает почувствовать основной вкус учения,
изложенного Сангхаракшитой, и дает прекрасное представление о его работе.
|
|