|
бы помочь сориентироваться в этой пугающей своим количеством литературе: тот,
кто способен не только гарантировать точность переведенного слова, но также
отобрать и интерпретировать его согласно индивидуальным потребностям. Очень
легко, особенно в начале путешествия, быть обманутым. На очень длительном
промежутке духовного пути жизненно необходимо иметь того, кто сможет уберечь
нас от возможных опасностей, того, кому мы сможем доверить руководство нашим
движением к Цели.
Такой проводник — Сангхаракшита, один из известнейших учителей буддийской
Дхармы на Западе, основатель духовной организации «Друзья западного буддийского
Ордена» (ДЗБО). Подобно всем хорошим проводникам, Сангхаракшита прекрасно знает
местность. За двадцать пять лет, проведенных в Индии, он основательно и глубоко
изучил буддизм благодаря систематической медитации и личному исследованию, а
также имел честь получить наставления от выдающихся учителей трех великих
традиций буддизма — хинаяны, махаяны и ваджраяны.
Сангхаракшита родился в Лондоне в 1925 году. В десять лет в руки ему попали
два буддийских текста: «Алмазная сутра », один из самых известных трактатов в
литературе «Совершенства мудрости», и «Сутра помоста» Хуэй Нэна, один из
наиболее важных текстов дзэн. Прочитав их, он убедился в том, что был буддистом.
В конце второй мировой войны, отслужив в армии в Индии, он остался там и
сделал традиционный шаг — отрекся от мирской жизни. Он «ушел» на поиски
духовной истины. Позже он получил посвящение в монахи и некоторое время учился
у Ягадиша Кашьяпы, известного ученого школы тхеравада. Сангхаракшита дает яркое
описание этого периода своей жизни в томе воспоминаний «Тысячелепестковый
Лотос».
Затем он отправился в Калимпонг к подножию Гималаев, где основал свою вихару.
Там он учился под руководством известных тибетских лам и известного дзэнского
отшельника, мистера Чена, мастера махаяны. Он написал ставшую теперь известной
книгу «Обзор буддизма» и был несколько лет редактором журнала «Маха Бодхи». Два
тома воспоминаний: «Facing Mount Kanchenjunga» и «Sign of the Golden Wheel»,
затрагивают этот период.
В середине 50-х гг. Сангхаракшита посвятил себя помощи многим тысячам бывших
«неприкасаемых» буддистов в Махараштре, которые были обращены в буддизм
незадолго до кончины их руководителя, доктора Б.р. Амбедакара. Эта работа была
возобновлена двадцать лет спустя несколькими его западными учениками; ее итогом
было создание Трайлокья Буддха Махасангха Сахаяк Гана (TBMSG — под этим
названием ДЗБО (англ. - FWBO) известно в Индии).
Во время своего двухлетнего пребывания в Англии, в 1964 году, Сангхаракшита
пришел к убеждению, что необходимо новое буддийское движение. Поэтому он решил
совершить поездку по Западу и в 1967 году основал духовную организацию «Друзья
западного буддийского Ордена». Годом позже он посвятил в монахи первых членов
«Западного буддийского Ордена».
С самого начала до недавних пор он лично участвовал в деятельности ДЗБО,
наблюдая за ней с начала развития и прилагая усилия к ее дальнейшему расширению.
Вокруг него собиралось постоянно растущее число личных учеников; все больше
мужчин и женщин становилось членами «Ордена» — духовного ядра движения.
Несмотря на постоянные заботы о повсеместном расширении ДЗБО, Сангхаракшита во
время формирования движения был главным образом учителем Дхармы; он передавал
свое видение и понимание послания Будды в различных публикациях, лекциях и
учебных семинарах по буддийским текстам.
В период между 1965-1987 гг. он прочитал около двухсот лекций по различным
аспектам буддизма, в том числе: серию лекций по Восьмеричному Благородному Пути,
по аспектам идеала Бодхисаттвы и два цикла лекций, в которых он рассматривает
буддийский духовный путь как путь «высшей эволюции».
Все лекции были записаны на магнитофонную пленку и именно из них был
составлен «Проводник по буддийскому пути». Книга состоит из тщательно
отобранных и отредактированных выдержек из магнитофонных записей.
Первоначальный вариант предназначался в качестве учебного пособия на ритритах
для людей, желающих стать членами «Западного буддийского Ордена». Поскольку
процесс подготовки к посвящению в монахи длится годы, часть материала была
изъята, часть добавлена. С целью сделать текст более доступным были внесены
некоторые изменения и в таком виде он предстал теперь перед нами.
Читатель должен помнить о том, как возник «Проводник» и что он является, по
существу, антологией выдержек из лекций, прочитанных в разное время при разных
обстоятельствах за период свыше двадцати лет. Хотя они выстроены логически по
определенным темам, неизбежно то, что они не переходят плавно одна в другую,
как это было бы в книге, задуманной как единое целое.
Хороший проводник не только знает местность, но он бдительно наблюдает за
людьми, которых ведет. Отличительная черта деятельности Сангхаракшиты — острое
осознание необходимости перевести учение Будды в форму, отвечающую западному
сознанию. И он прекрасно подготовлен к решению этой сложной задачи благодаря
глубокому изучению западной литературы и философии. Его понимание западных
систем настолько же впечатляюще, как и постижение буддизма и других форм
восточной философии. Чувствуя себя как дома в двух мирах, на Западе и на
Востоке, он также является хорошим переводчиком: переводчиком в широчайшем
смысле слова. В одной из опубликованных статей «St. Jerome Revisited»
Сангхаракшита размышляет о своем сходстве с фигурой святого Иеремии как
воплощения архетипа переводчика в западном искусстве. Переводчик в этом смысле
— проводник par exellence.
«Проводник по буддийскому пути» дает возможность ощутить вкус учения,
изложенного Сангхаракшитой, его основные черты и основополагающие принципы. С
|
|