|
целого материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта} и
бесформенного сознания (виджняна}, подобно тому как колесница — совокупность
колес, осей, оглоблей и т. д. 5 Существование человека зависит от этой
совокупности, и когда она распадается, человек перестает существовать. Душа,
или я, означает не что иное, как эту совокупность.
С психологической точки зрения, человек, воспринимающий извне и изнутри,
может рассматриваться как совокупность пяти видов изменяющихся элементов: 1)
форма, состоящая из различных факторов, которые мы воспринимаем в этом теле,
имеющем форму, 2) чувства удовольствия, страдания и безразличия, 3) восприя-
1 См. Н. С. Warren, Buddhism..., p. 234 и далее.
2 «Potthapada-sutta» (см. Rhys Davids, Dialogues..., 1, p. 258).
3 Там же, стр. 261. * Там же, стр. 259—261.
6 «Milinda-panha» (см. Н. С. Warren, Buddhism in Translations, pp. 129—133).
тие, включая понимание и наименование, 4) предрасположение или стремление,
порождаемый впечатлениями прошлого опыта, и 5) сознание самого себя 1.
Подводя итог своему учению, Будда сказал однажды; «И ранее н даже теперь я
настаиваю на этом — страдание и прекращение страдания». Цитируя это изречение,
Рис-Дэвидс говорит, что теория зависимого происхождения (в обоих ее аспектах —
объяснение мира и объяснение происхождения страдания) вместе с формулой
восьмеричного пути достижения нирваны является «не только сущностью всего
раннего буддизма, но также именно тем пунктом, относительно которого мы находим
самые определенные и ясные утверждения Дхаммы как Дхаммы, приписываемые
Гаутаме» 2. Они-то и составили содержание нашего очерка об учении Будды.
III. ШКОЛЫ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В истории человеческой мысли снова и снова повторяется одно и то же
явление: каждая обоснованная попытка избежать философских построений приводит
мыслителя к новой филососфской системе. Несмотря на отвращение к
теоретизированию, Будда никогда не предпринимал какого-либо действия без
предварительного критического рассмотрения и не рекомендовал делать этого своим
последователям. Он был весьма разумным человеком. Будда стремился проникнуть в
самую суть человеческого существования и пытался всесторонне обосновать
справедливость этических принципов, которым он следовал и которым учил.
Неудивительно поэтому, что, сам того не думая, он заложил основы философской
системы.
Различные стороны философии Будды создали предпосылки возникновения
различных направлений среди его последователей,перед которыми стояла задача
оправдания буддизма, за-
1 «Samyulta-nikaya» (см. Н. С. Warren, Buddhism in Translations, pp.
138—145. См. также R h у s Davids, Buddhisch. Psychology, t. Ill; S u z u k i,
Outlines of Maha-yana Buddhism, Luzac and C°, pp. 150—153).
2 Rhys Davids, Dialogues..., II, p. 44.
щиты его от суровой критики противников как в Индии, так и за ее пределами
и распространения его среди мыслителей других направлений.
Нежелание Будды рассматривать десять метафизических вопросов, касающихся
вещей, которые находятся вне пределов нашего опыта, и его молчание по этому
поводу стали по-разному истолковываться его последователями. Одни истолковали
его нежелание вдаваться в философские споры как проявление крайнего эмпиризма,
который открыто признает неспособность ума решать неэмпирические вопросы. Такое
объяснение взглядов Будды на метафизику дает повод считать его теорию
скептицизмом. Другие, главным образом махаянисты, истолковывали эти взгляды
Будды не как отрицание им реальности, существующей вне объектов обычного опыта,
не как отрицание возможностей познания неэмпирической реальности, а только как
признание невозможности описания явлений трансцендентного опыта и реальности.
Подтверждением этого последнего истолкования служит ряд фактов из жизни Будды и
его учение. Обычные эмпирики полагают, что единственным источником нашего
познания является чувственный опыт. Внечувственного опыта они не признают.
Будда, однако, учил о возможности таких переживаний и такого сознания, которые
не порождаются деятельностью чувств и достигаются только в состоянии нирваны.
То огромное, высшее значение, которое Будда придавал внечув-ственному сознанию,
подтверждает предположения его последователей о том, что он рассматривал
внеэмпирическое знание как высшую реальность. Тот факт, что Будда имел
обыкновение говорить 1 о своем глубоком понимании вещей, находящихся «далеко за
пределами», которое «постигается только мудрыми» и «не охватывается простой
логикой», мог означать, что его внеэмпирический опыт не может быть ни логически
обоснован аргументами, ни выражен эмпирическими идеями и речью. Эти доводы и
Отказ самого Будды отвечать на ряд метафизиче-
См. «Brahmajala-sutta».
ских вопросов привели, как мы ниже увидим, некоторых его последователей к
мистицизму и трансцендентальной философии. Пренебрежение к метафизике сказалось
на буддизме вскоре после ухода из жизни его основателя.
Таким образом, буддизм, который первоначально был религиозно-этическим
движением, породил около 30 философских школ, не считая второстепенных 1. Часть
этих школ, забыв предостережения своего основателя, погрузилась в глубокие воды
|
|