Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
конец. Будда говорит поэтому: «Знайте, что все существующее возникает из причин 
и условий и что оно во всех отношениях непостоянно» 2. «Что кажется вечным — 
исчезнет; высокое снизится; 
    где есть встреча—будет и разлука; все, что рождено, умрет» 8. 
    О том, что все живое и мир вещей преходящи, говорили многие поэты и 
философы. Будда же 
    логически обобщил эти взгляды в доктрине не- 

    1 «Mahanidana-sutta» (см. Н. С. Warren, Buddhism in Translations, p. 203). 
    2 «Mahaparinirvana-sutra» (см. Sogen, Systems of Buddhistic Thought, 
Calcutta, p. 9). 
    3 «Dhammapada» (см. там же). 

    постоянства. Его последователи развили ее дальше—в теорию моментальности, 
согласно которой все существующее не только обусловлено и поэтому непостоянно, 
но к тому же вещи неодинаковы даже в течение короткого периода времени, 
существуют как таковые в продолжение только одного неделимого момента времени. 
В дальнейшем ученые подкрепляли эту теорию моментальности всех вещей рядом 
тщательно разработанных аргументов, один из которых мы вкратце здесь 
приведем^26!. Критерий существования вещи—это ее способность произвести 
что-либо. Несуществующая вещь, как, например, рога у зайца, не может ничего 
произвести. Этим критерием существования может быть доказано то, что вещь 
должна иметь моментальное существование. Если, например, не признается 
моментальный характер существования такой веши, как зерно, и она кажется такой 
же в течение более чем одного момента, тогда мы должны показать, что она 
обладает способностью производить что-либо в течение каждого момента своего 
существования. Далее, если она остается неизменной в течение этих моментов, то 
она должна иметь возможность производить один и тот же результат в каждый из 
этих моментов. Но мы не знаем ни одного такого случая. Зерно, лежащее в доме, 
не дает такого ростка, какой рождается в поле. Зерно, находящееся в доме, не 
может быть тождественным зерну в поле. Можно сказать, что хотя зерно в 
действительности не всегда производит одно и то же, но в потенции оно всегда 
обладает способностью создавать что-то, и эта потенциальная возможность 
превращается в действительность при подходящих вспомогательных условиях, таких, 
как земля, вода и др. Поэтому зерно всегда одно и то же. Однако это слабый 
аргумент, так как фактически признается, что зерно перрого момента не является 
причиной растения и что, только будучи видоизмененным другими условиями, оно 
действительно что-то производит. Следовательно, следует признать, что изменение 
зерна свершается необходимо. 
    . Таким же образом может быть доказано, что ни одна вещь не остается 
неизменной в течение любых двух моментов, так как она не может дать одинакового 
результата за два разных момента своего существования. Следовательно, все 
длится только одно мгновение, момент. 
    г) Теория несуществования души 
    Закон изменяемости универсален: ни человек, ни какое-либо другое существо — 
одушевленное или неодушевленное — не исключаются, из сферы его действия. 
Большинство людей верит в то, что в человеке живет некая субстанция, называемая 
душой (атма), которая продолжает существовать, несмотря на все изменения, 
претерпеваемые телом, которая существовала до рождения и будет существовать 
после смерти, переселяясь из одного тела в другое. 
    В соответствии со своей теорией обусловленного существования и всеобщей 
изменяемости Будда отрицает существование такой души. Но в таком случае могут 
спросить, как же он объясняет целостность личности во всех ее перерождениях или 
даже просто в различных стадиях развития — детстве, юности и старости? Отрицая 
целостность идентичной субстанции в человеке, Будда не отрицает целостности 
потока последовательных состояний, из которых образуется его жизнь. Жизнь — это 
непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в 
свою очередь, порождает следующее состояние. Целостность эволюции жизни 
основана, таким образом, на причинной связи, охватывающей все стадии ее 
развития. Целостность часто объясняется с помощью светильника, горящего всю 
ночь. Его пламя в данный момент зависит от условий этого момента, но отлично от 
самого себя в другой момент, который зависит от других условий. И, тем не менее,
 здесь налицо непрерывный ряд различных огней. Так же как одно пламя может 
зажечь другое, хотя и отличное от него, но причинно с ним связанное, так и У- 
конечная стадия одной жизни может явиться причиной начала следующей. Поэтому 
новое рождение не есть переселение, то есть переход той же самой души в другое 
тело; то рождение последующей жизни—настоящей1. Таким образом, . концепция души,
 как и в философии Вильяма Джемса, заменяется здесь концепцией непрерывного 
потока сознания. Поскольку данное состояние сознания получает в наследство свои 
характерные черты от предыдущего состояния, прошлое существует в настоящем. 
Память, таким образом, можно объяснить без допущения наличия души. Эта теория 
несуществования души играет весьма важную роль в понимании учения Будды. Он 
неустанно убеждает своих учеников отбросить заблуждения о самих себе. Будда 
указывает, что те, кто страдает иллюзией о своем я, не знают своей собственной 
природы; однако они решительно протестуют против утверждения, что любят душу; 
они хотят сделать душу счастливой, достигнув спасения. Будда остроумно 
сравнивает это с любовью к самой красивой девушке страны, которую, однако, 
никто никогда не видел и не знал2, а также с сооружением лестницы для подъема 
во дворец, которого человек никогда не видел 3. 
    Человек — это только условное название совокупности различных целостей 4: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-