|
Dialogues..., I, p. 245 и далее).
2 «Sonadanda-sutta» (см. Rhys Davids, Dialogues..., I, p. 156).
также соответственно и путем непоколебимой решимости и бесстрастного
поведения достигается гармония личности, в которой мысль, воля и чувства
совершенны и очищены в свете истины.
Таким образом, становится возможным последний шаг совершенного
сосредоточения ввиду устранения всех препятствий на его пути. Результатом этого
сосредоточения на созерцании истины является совершенное провидение, высшая
мудрость, перед которой раз и навсегда ясно раскрывается тайна существования.
Невежество и желания искореняются, и источник страдания исчезает. Следовательно,
совершенная мудрость, совершенная добродетель, совершенная невозмутимость —
полное освобождение от страдания — все это одновременно может быть достигнуто в
нирване. «Добродетель есть функция рассудка,—сказал М. Бэссендайн,—как красота—
функция здоровья»1. В учении Будды добродетель, мудрость и спокойствие — единые
и нераздельные функции комплексного понимания нирваны.
6. Философский смысл этического учения Будды
В этом разделе мы вкратце разберем некоторые наиболее важные положения
философии буддизма о человеке и мире, лежащие в основе буддийской этики.Часть
этих положений с достаточной ясностью изложена самим Буддой. Мы остановимся на
следующих четырех: а) теории зависимого происхождения, б) теории кармы, в)
теории изменяемости и г) теории несуществования души.
а) Теория зависимого происхождения (обусловленного существования) вещей
Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает
все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма)
действует стихийно, без помощи сознательного руководителя.
1 См. R h у s Davids, Dialogues..., I, p. 137.
Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина)
сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина —
возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою
причину. Ничто не происходит случайно, без причины. Эта теория носит название
теории зависимого происхождения (на санскрите она называется prati-tyasamutrada,
а на языке пали — paticcasamut-pada)1. Эта теория, как пояснил сам Будда,
позволяет избежать крайностей двух учений:
с одной стороны, этернализма, то есть учения о том, что существует некая
вечная реальность, не зависящая ни от каких условий и, с другой стороны,
нигилизма, то есть такой теории, которая признает возможность ликвидации всего
существующего.
Таким образом, Будда придерживается промежуточной теории 2, согласно
которой все воспринимаемое существует в зависимости от чего-то еще, которое, в
свою очередь, не может погибнуть бесследно, безрезультатно.
Будда придавал этой теории столь большое значение, что называл ее Дхаммой.
«Отбросим вопросы о Начале и Конце — говорил он. Я буду учить вас Дхамме. Если
есть то — возникает это. Из появившегося того возникает это. Если то
отсутствует—не появится и это. Если прекращается то — прекратится и это». «Кто
видит причинную связь— тот видит и Дхамму, кто видит Дхамму — тот видит
причинную связь». Дхамма сравнивается с лестницей, с верхушки которой можно
увидеть весь мир глазами Будды3. Неумение встать на эту точку зрения, указывает
Будда, — вот причина всех наших трудностей 4. В позднейшем буддизме, как
замечает Рис Дэвиде, эта теория теряет то значение, какое ей
1 Этимологически слово «prat itya» означает обладание (чем-нибудь), a
«samutpada» — происхождение (из чего-то еще). См. «Visuddhimagga», ч. XVII (см.
H. С. Warren, Buddhism in Translations, pp. 168 и далее).
2 «Samyutta-nikaya», XXII (см. H. С. Warren, Buddhism in Translations, pp.
165 и далее).
^hys Davids, Dialogues..., II, p. 44. 4 «Mahanidana-sutta» (см. Н. С.
Warren, Buddhism in Translations, p. 203).
придавалось самим Буддой, считавшим ее весьма глубокой 1.
Мы уже видели применение этой теории к вопросу о происхождении несчастий и
их устранении.
Ниже мы покажем, что, глубокая (дальновидная) и многосторонняя по
содержанию, эта теория глубока и многогранна и в других отношениях.
б) Теория кармы
Вера в учение о карме, как это можно увидеть, является только одним из
аспектов теории зависимого происхождения вещей. Это учение, как и теория кармы,
рассматривает данное бытие индивида как следствие его прошлого, а его будущее
явится следствием его нынешнего существования. Это было достаточно хорошо
растолковано в связи с объяснением происхождения страданий в свете теории
зависимого происхождения. Под законом кармы Будда понимает особое проявление
более общего закона причинности.
в) Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория
преходящей
- природы вещей. Все вещи, неустанно учил Будда, подвержены изменению и
разложению. Так как все сущее порождается определенными условиями, оно
ликвидируется с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и
|
|