Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
идеи о теле и т. п. пустили столь глубокие корни, что наше поведение, 
основанное на этих ложных понятиях, стало подсознательным. Если мы неправильно 
направляем свои мысли, то мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и 
умственные состояния —это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется 
чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми 
от них и несчастными. 
    Но размышление о бренной, преходящей и отвратительной природе нашего 
чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от 
сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для 
постоянного сосредоточения мысли на истине. 
    В «Дигга-никайе», сутта 22. Будда дает очень подробные наставления о том, 
как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо 
помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов 
(земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной 
материи: 
    мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, 
кровью, жиром и т. д. На кладбище можно увидеть, как мертвое тело разлагается, 
пожирается собаками и грифами, а затем, постепенно смешиваясь с элементами 
материи, исчезает. Благодаря такому усиленному размышлению он может вспомнить о 
том, 

    1 См. «Majjhima-nikaya», I (см. английский перевод Шилачары, стр. 171). 

    что есть тело: как оно отвратительно, тленно и преходяще! «Он отбросит все 
фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других». Простым 
усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных душевных состояниях человек 
освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты. 
Окончательным результатом этого четырехстороннего напряженного размышления 
будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали человека к миру 1. 
    Правильное сосредоточение. Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно 
указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных 
мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого 
сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и 
трудного пути — к прекращению страданий. Ищущий сосредоточивает свой чистый и 
успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени 
глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем 
отрешенности от земного. 
    Когда достигается такое сосредоточение; то вера в четырехстороннюю истину 
рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях 
отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет 
собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным 
невозмутимым размышлением. Это — стадия сознания, радости и покоя. На следующей 
ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности 
отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая 
ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и 
освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это освобождение и 
невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения. 
    Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и 
невозмутимо- 

    1 См. Н. С. Warren, Buddhism in Translations p. 354. 

    ста и от всех чувств радости и воодушевления, которые он ранее испытывал. 
Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения— в состояние 
совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без 
освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели — прекращения всякого 
страдания. На этой ступени ищущий достигает архат-ства, или нирваны 1. Так 
наступают совершенная мудрость и совершенная праведность. 
    Суммируя предписания восьмеричного пути (или, что то же самое, этического 
учения Будды), нужно прежде всего заметить, что он состоит из трех основных 
гармонично дополняющих друг друга этапов: познания, поведения и сосредоточения. 
В индийской философии знание и нравственность мыслятся отдельно не просто 
потому, что нравственность или добродетель зависят от знания того, что хорошо 
по мнению всех философов, но также и потому, что совершенствование познания не 
представляется возможным без нравственности, то есть без добровольного контроля 
своих страстей и предрассудков. 
    Будда четко установил в одной из своих бесед, что очищающие друг Друга 
добродетель и мудрость неотделимы 2. На восьмеричный путь люди вступают с 
«правильными взглядами», просто с пониманием четырех благородных истин. Ум 
вступившего на этот путь человека еще не очищен от прежних заблуждений и 
возникших из нихдурных страстей и эмоций; более того, прежние привычки в 
мышлении, речи и поступках продолжают оказывать на него свое влияние. 
Столкновение противоречивых сил — хороших новых и старых дурных — создает, 
выражаясь языком современной психологии, раздвоенную личность. Семь ступеней, 
начиная с правильной решимости, представляют собой постоянную школу разрешения 
этого конфликта посредством преобразования прежней личности. Повторным 
размышлением о том, что есть истина и что — добро, воспитанием воли и чувства, 
а 

    1 Для детального ознакомления см. «Potthapada-sutta» (см. R h у s Davids, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-