|
— путем частичного выполнения ее условий. В беседе о преимуществах жизни
отшельника Будда объяснял царю Аджаташатру, что каждая удаленная частица
неведения, каждая побежденная страсть приносит ощутимую пользу, как, например,
чистоту, доброжелательность, самообладание, мужество, несмущаемый разум,
нерушимое спокойствие2. Это ободряет ищущего спасения, дает ему силу идти
дальше к трудной цели—до полного достижения нирваны.
Мы знаем, что позднее знаменитый буддийский учитель Нагасена, поучая своего
последователя греческого царя Менандра, пытался пове-
1 См. «Samanna-phala-sutta» (Rhys Davids. Dialogues..., I, p. 84).
2 См. там же.
дать ему о блаженстве нирваны посредством целого ряда метафор: нирвана
глубока, как океан;
возвышенна, как горная вершина; сладка, как мед1, и т. д. Но, как указывает
Нагасена, все эти сравнения едва ли могут передать несовершенному человеку
представление о нирване. Рассуждения и метафоры не много дают слепому для
понимания цвета.
5. Четвертая благородная истина — о пути к освобождению
Четвертая благородная истина, как мы уже видели, указывает путь (марга) к
освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать
другие. Руководство к следованию по этому пути — познание основных причин
страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и
поэтому носит название благородного «восьмеричного пути» 2. Этот путь дает
представление о буддийской морали; он открыт для всех — и монахов и
непосвященных 3. Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми
добродетелей:
Правильные взгляды. Так как невежество с его последствиями — заблуждениями
о самом себе и мире — является коренной причиной наших страданий, то
естественно, что для нравственного совершенствования нужно иметь прежде всего
правильные взгляды. Правильные взгляды — это правильное понимание четырех
благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические
размышления о природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды,
нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни — нирване.
Правильная решимость. Одно знание истин было бы бесполезно без решимости
преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося
человека требуется поэтому
1 См. «Milinda-panha».
2 Рассуждения о пути полностью изложены в «Digha-nikaya-sulta», 22 (см. Н.
С. Warren, Buddhism in Translations, pp. 372—374); «Majjhima-nikaya» (см. S og
en, Systems, pp. 169—171).
3 См. R h у s D a v i d s, Dialogues..., I, pp. 62—63.
от решение от всего земного (привязанности к миру),отказ от плохих
намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу
правильной решимости.
Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться лишь религиозным
желанием, а должна воплощаться в действие. Правильная решимость, прежде всего,
должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом
будет правильная речь — воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных
разговоров.
Правильное поведение. Правильная решимость, не ограничиваясь выработкой
правильной речи, должна наконец воплотиться в правильное действие, хорошее
поведение. Правильное поведение заключается поэтому в отказе от неправильных
действий — уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.
Правильный образ жизни. Отвергая дурную речь и плохие поступки, следует
зарабатывать средства на жизнь честным путем. Необходимость этого правила
вытекает из того, что для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным
средствам—надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью.
Правильное усилие. Когда человек пытается изменить свою жизнь,
руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом
жизни, его постоянно совращают с правильного пути как глубоко укоренившиеся в
нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное
совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза
старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может
оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями,
стараясь закрепить их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание
называется правильным. Оно указывает, что даже далеко ушедший по пути спасения
не застрахован от риска поскользнуться, и ему еще рано праздновать полную
моральную победу.
Правильное направление мысли. Необходимость постоянной бдительности —
таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен
постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать
тело — как тело, ощущение — как ощущение, ум — как ум, душевное состояние — как
душевное состояние. Обо всем этом он не должен' думать: «это — я» или «это —
мое» 1. Такой совет звучит примерно так же, как предложение думать о лопате —
как о лопате. Но как бы ни казалось это смешным, все же не всегда легко думать,
что вещи существуют. Труднее практиковать такое направление мысли, когда ложные
|
|