Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
    Мы знаем, какую деятельную жизнь вел сам Будда в течение сорока пяти лет 
после своего просветления — странствуя, проповедуя и основывая братства даже в 
последние дни своей жизни, будучи восьмидесятилетним стариком. Таким образом, 
для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения активной 
деятельности. 
    Будда однажды ясно указал на то, что есть два рода человеческих поступков: 
одни совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления (рага, 
двеша и моха), другие — без их влияния. Поступки первого рода, усиливая нашу 
жажду жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей новые 
рождения. Поступки второго рода, совершаемые с пониманием подлинной сущности 
бытия, лишены привязанности, не порождают кармы и, следовательно, нового 
рождения. Различие между двумя видами кармы, как учит Будда, подобно результату 
от посева зерна обычного и зерна бесплодного 1. Это же поучение приводится им и 
в рассказе о его просветлении 2. Достигнув нирваны, Будда некоторое время 
сомневался: следует ли распространять свое учение, должен ли он трудиться для 
освобождения ближних? Но вскоре его просветленное сердце забилось горячей 
любовью к бесчисленным охваченным муками страдания людям. Он решил, что 
сооруженный им с такими усилиями плот, на котором он переплыл поток страданий, 
должен быть оставлен другим, не должен исчезнуть 3. Следовательно, как 
показывает Будда личным примером и в своих заповедях. от архата не требуется 
отказа от деятельности; наоборот, по мере просветления его любовь и сострадание 
ко всем живым существам возрастают и заставляют достигшего совершенства 
человека делиться своим знанием с ближними и работать ради их морального 
подъема. Если признать правильным подобное понимание 

    1 «Anguttara-nikaya» (см. Н. С. Warren, Buddhism in Translations, p. 215 и 
далее). 
    2 «Majjhima-nikaya», 26 (там же, стр. 339). 
    3 «Majjhima-nikaya» (см. пер. Шилачары, в издании German Pali Society, стр. 
170). 

    жизни и учения Будды, то ошибочно думать, как это очень часто бывает, что 
нирвана означает ' полное прекращение существования. Этимологически слово 
«нирвана» означает «погашенный»; 
    «угасший» же является метафорой, с которой иногда сравнивается понятие 
«освобожденный». Основываясь на этом этимологическом смысле слова «нирвана», а 
также на ее отрицательном значении — отсутствии известных умственных и 
физических состояний,— некоторые исследователи буддизма (как буддисты, так и 
не-буддисты) понимают под нирваной полное прекращение, «угасание» жизни. Этому 
толкованию можно противопоставить следующие возражения 
    Во-первых, если бы нирвана, то есть освобождение, представляла собой 
угасание всякой жизни, то нельзя было бы говорить об освобождении самого Будды 
до его смерти, и в таком случае достижение им совершенной мудрости и свободы, 
известное нам с его собственных слов, превращается в миф. Поэтому трудно 
представить себе, что нирвана, по мнению Будды, означает прекращение всякой 
жизни 1. 
    Во-вторых, как мы помним, хотя нирвана, согласно учению Будды, и прекращает 
новое рождение и, следовательно, означает прекращение всякого страдания и 
условий, порождающих будущую жизнь в этом мире, это не значит, однако, что 
после смерти освобожденный святой не пребывает в какой-либо иной форме. Этот 
последний пункт, как мы уже отмечали, и есть один из десяти вопросов, по 
которым Будда постоянно отказывался высказывать свое мнение. 
    Таким образом, даже вопрос о том, существует ли лицо, достигшее нирваны 
после смерти, есть один из тех, на которые Будда не дал ответов. Молчание Будды 
могло означать, что состояние освобождения невозможно объяснить понятиями 
обычного опыта 2. 

    1 Рис Дэвиде указывает, что палийское слово «освобожденный» («parinibbuto») 
применяется к живым людям, а не к умершим архатам (см. R h v s Davids, 
Dialogues of the Buddha, II, p. 132 и далее). 
    2 См. статью проф. Radhakrishnan, The teaching of Buddha by speech and 
silence, «Hibbert Journal», April, 1934, 

    Спрашивается, если Будда не вносит ясности в вопрос о судьбе освобожденной 
личности после ее смерти, в чем же в таком случае состоит достижение состояния 
нирваны? Состояние нирваны двойственно — оно имеет как положительную, так и 
отрицательную сторону. Нирвана — это гарантия от нового рождения, условия 
которого уничтожены. Положительно же нирвана означает, что добившийся ее 
состояния после своего просветления испытывает совершенный покой столько 
времени, сколько он живет на этом свете. Этот покой, конечно, не похож на 
какое-либо удовольствие, порожденное удовлетворением желаний. Покой нирваны 
выходит, если можно так выразиться, за пределы земных радостей и страданий. 
Нирвана — это состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного 
самообладания, ее невозможно объяснить понятиями обычного, повседневного опыта. 
Лучшим пониманием этого состояния, в рамках нашего несовершенного опыта, будет 
представление о нирване, как об освобождении от всякого причиняющего боль 
переживания. Все это можно понять, ибо каждый из нас, хотя бы и временно, 
переживал чувство облегчения от той или иной боли, как, например, чувство 
избавления от болезни, долга, рабства, заключения в тюрьму 1. Кроме того, 
преимуществами нирваны можно частично пользоваться еще до ее полного достижения 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-