Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
'юлько результатом впечатлений нашего прошлого бытия. Последняя же ступень 
(состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая 

    1 Перевод Рис Дэвиде слова «бхава» (см. Mrs. P h у s Davids, Buddhism, p. 
91) как «склонности к становлению» лучше обычного перевода: «существование», 
который почти бессмысленен в этом контексте. «Бхава» употребляется в смысле 
«склонности» также в санкхье и других индийских системах. 

    нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде 
все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, 
которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы 
преходящая, полная страданий природа земного существования была познана 
человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, порождающей новое 
рождение. Неведение, следовательно, есть коренная причина впечатлений, то есть 
стремлений к новому рождению. 
    Вот вкратце формула причинной зависимости: 1) страдание в жизни обусловлено 
рождением; 2) рождение — стремлением к жизни; 
    3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) 
привязанность —жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6) 
чувственное восприятие — чувственным соприкосновением с объектами; 7) 
чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов 
познания—эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и 
тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) 
первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти 
впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины. 
    Таким образом, мы имеем двенадцать звеньев цепи причинной зависимости. 
Порядок и число звеньев не всегда одинаковы в буддийских проповедях, но в 
приведенном выше виде они наиболее полно и точно воспроизводят принятые 
буддистами формулы причинной связи. Среди буддистов она выступает под разными 
названиями: 
    например, «12 источников», «механизм существования» и др. Некоторые 
набожные буддисты ежедневно напоминают себе об этой части учения Будды 
вращением колеса, которое символизирует механизм причинности. Наряду с 
перебира-нием четок оно составляет часть их ежедневной молитвы. 
    «Двенадцать звеньев» иногда представляются как описание прошлой, настоящей 
и будущей л жизни, которые причинно связаны следующим образом: настоящую жизнь 
полностью можно объяснить лишь при соотнесении с прошлыми условиями ее 
существования и ее будущими действиями. Приведенные в расположенном ниже 
порядке с последовательным переходом от причин к следствиям двенадцать звеньев 
как бы символизируют этот круговорот бытия. 
    Прежде чем покончить с этим вопросом, следует отметить весьма важный вклад 
индийских мыслителей, в частности Будды, в философию — концепцию 
обусловленности внешних явлений жизни (то есть живого организма) внутренней 
движущей силой сознательного или бессознательного желания. Современные биологи, 
как дарвинисты, так и их противники, пытаются объяснить эволюцию жизненного 
процесса механистически, с помощью материальных условий, как унаследованных, 
так и условий окружающей среды. Появление рогов на голове коровы или 
образование глаза представляется биологам не более чем случайным изменением — 
постепенным или внезапным. 
    Основной принцип объяснения буддистами жизненного процесса, сводящийся к 
тому, что бхава (внутреннее предрасположение, стремление к бытию) ведет к 
рождению (существованию тела), то есть что сознание является условием развития 
эмбриона, предвосхищает утверждение Бергсона, согласно которому живое тело 
является не только соединением материальных частей, 
    но и внешним выражением взрыва внутреннего побуждения. Мы можем указать 
также, что берг-ооновская философия реальности как изменения напоминает 
буддийскую доктрину всеобщей недлительности. 
    4. Третья благородная истина— о прекращении страданий 
    Третья благородная истина — о прекращении страданий — вытекает из второй: о 
том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, 
порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Попытаемся ясно представить 
себе истинную природу состояния, называемого прекращением страдания. 
    Прежде всего следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в 
этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда 
совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут 
человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости (о чем 
будет сказано ниже), тогда он освобождается от власти земных страстей. Он 
порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, 
освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным 
лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей,
 а вместе с ними и страданий. 
    Затем следует вспомнить, что достижение этого состояния вовсе не означает 
состояния бездеятельности, как ошибочно многие себе представляют. Верно, 
конечно, что для достижения совершенного, ясного и надежного познания 
четырехсторонней истины надо полностью отвлечься от внешнего и внутреннего мира,
 а также от других идей и целиком сосредоточиться на неустанном размышлении о 
четырех благородных истинах во всех их аспектах. Но, достигнув совершенной 
мудрости посредством сосредоточенного мышления, освобожденный человек не должен 
вечно оставаться погруженным в размышление и совершенно отстраниться от 
активного участия в жизни. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-