|
стрела, кто ее сделал и кто ее пустил 1.
Будда часто упоминает десять вопросов 2, которые он считает неопределенными
и этически бесполезными. Он считает бесполезными следующие вопросы: 1) Вечен ли
мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5)
Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли
познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно
и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы
известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются
предметом трактата Авья-ката Саньютты, называемого «Саньютта-никая» 3.
Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального
усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать
людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и
прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,— говорит
Будда,— приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от
всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению,
познанию высшей мудрости, к нирване» *.
Ответы на эти четыре вопроса составляют, как 1 мы знаем, сущность
просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они
стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна
страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4)
есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все учение Будды сосредоточено
вокруг этих четырех истин.
1 «Majjhima-nikaya-sutta», 63 (см. Н. С. Warren, Buddhism in Translations,
стр. 120).
2 См. R h у s Davids, Dialogues... 1, pp. 254—257.
3 См. там же, стр. 187.
4 «Majjhima-nikaya-sutta», 63. (См. Н. С. Warren, Buddhism in Translations,
p. 122).
2. Первая благородная истина — о наличии страданий
Молодой Сиддхартхи был поражен увиденными картинами страданий человека —
болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда увидел не просто и
не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных,
вызывающие все без исключения несчастья.
Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, / печаль, желание, отчаяние —
короче, все, что с' порождено привязанностью к земному, есть страдание 1.
В первой части мы уже указывали, что пессимизм подобного рода присущ всем
индийским философским системам; и в подчеркивании особого значения первой
благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители.
Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни
и указать на различные источники удовольствий, существующие в жизни наряду с
источниками страданий. Но Будда и многие другие индий- , ские мыслители могли
бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь
близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при
их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет
все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.
3. Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати
звеньев
Хотя наличие страданий признается всеми индийскими мыслителями, но в
определении этого в' ненормального явления они не всегда единодушны.
Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной
причинной связи. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного — все
зависит от определенных
Digha-nikaya-sutta», 22. (См. Н. С. W а г г е п, Buddhism in Translations,
p. 368).
условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно
существовать нечто, бытие которого порождает страдание.
Земные страдания (старость, смерть, отчаяние, печаль и т. п., кратко
обозначаемые словом «джара-марана»), учит Будда, возникают из факта, рождения
(цжатн). Если бы человек не был рожден, он не знал этих тягостных состояний.
Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению (бхава)1, силой
слепого стремления или предрасположения к рождению, cipeM-лением, вызывающим
наше рождение. Но что вызывает это стремление? Наша умственная приверженность
(«схватывание») к земным вещам является условием наших желаний быть рожденными.
Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды, страстного
стремления наслаждаться предметами внешнего мира:
зрелищами, звуками и т. д. Но откуда происходит это желание? Мы ведь не
можем стремиться иметь вещи, которые мы не испробовали, не видели раньше.
Предыдущий чувственный опыт, скрашенный некоторыми приятными ощущениями,
является причиной жажды, страстного стремления. Но ведь чувственный опыт
невозможен без соприкосновения, то есть без контакта между органами чувств и
объектами. Эгот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было
шести органов познания: пяти чувств и ума (шадаятана). Наличие Э1их шести
органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который
составляет воспринимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы
развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен
сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является
|
|