Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-
 
учение самого Будды, придававшего всеобъемлющее значение Д целиком посвятившего 
себя делу спасения всего живого. Махаянизм подчеркивает именно эту сторону 
жизни и учения основателя буддизма. Махаянисты указывают, что вся жизнь Будды 
после его просветления является примером служения делу спасения всех страдающих,
 примером того, что просветления надо искать не только для своего собственного 
спасения, но и для того, чтобы своим моральным руководством помогать всем 
нуждающимся. В действительности маха-янизм стал рассматривать стремления к 
собственному освобождению как низший идеал, которому присущ элемент эгоизма, 
как бы неуловимы ни были его оттенки. Идеал спасения всех чувствующих существ 
стал рассматриваться как важнейший пункт учения Будды. Именно в этом идеале 
махаянисты видели величие своей религии; 
    отсутствие же такового у хинаянистов рассматривали как недостаток 1. 
    Новые элементы, впитанные и развитые ма-хаянизмом в своих различных 
ответвлениях, были многочисленны и часто находились в противоречии друг с 
другом. Укажем лишь некоторые из наиболее важных. 
    а) Идеал бодисаттвы. Как мы уже указали, даже желание собственного спасения 
рассматри-. вается махаянистами как эгоизм. Конечной • целью духовных исканий 
каждого верующего ма-'• хаянизм провозглашает не личное освобождение, а 
«освобождение всех чувствующих существ». Каждый набожный махаянист должен дать 
обет в том, что он будет стараться достичь состояния просветления, бодисаттвы 
(«Состояния мудрого существования»), не удаляться от мира, но работать среди 
масс страдающих созданий, руководствуясь совершенной мудростью и любовью, для 
уничтожения их страданий и достижения спасения их душ. Духовный идеал махаяны 
получил поэтому название бодисаттвы. 
    Достигший этого идеала—просветления—и работающий для спасения других 
созданий на- 

    1 Все эти аспекты махаянизма суммированы японским ученым Д. Т. Сузуки в его 
труде «Outlines of Mahayana Buddhism» следующим образом: «Махаянизм — это 
буддизм, который, будучи вдохновляем прогрессивным духом, расширил свой 
первоначальный кругозор настолько, насколько это было можно сделать, не вступая 
в противоречия с основными положениями учения Будды, и ассимилировал другие 
религиозно-философские верования, чувствуя, что посредством этого могли быть 
спасены люди различных характеров и интеллектуальных дарований» (стр. 10). 

    зывается бодисаттвой. Любовь и мудрость составляют сущность его жизни 1. Об 
этих совершенных людях Нагарджуна говорит в «Бодхи-читте»: «Таким образом, 
подлинная природа всех бодисаттв—это великое любящее сердце, и все чувствующие 
существа являются объектом этой любви»2. «Поэтому все бодисаттвы, вдохновленные 
великой духовной силой для освобождения чувствующих существ от несчастья, 
смешиваются с ними в грязи рождения и смерти. Хотя таким образом они и сами 
делаются подчиненными законам рождения и смерти, их сердца свободны от грехов и 
привязанностей. Они подобны тем неоскверненным непорочной белизны цветам лотоса,
 которые незагрязненными поднимаются из трясины»3. Беря на себя ответственность 
за поступки других, бодисаттва своими добрыми делами освобождает от страданий 
людей и сам страдает от последствий их поступков. 
    Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность 
всех индивидов, взятых в отдельности, как особый феномен, и считавшей, 
чтовсеони реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна 
у некоторых йогачаров, шунья или татхата — у некоторых мадхьямиков), частичным 
или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает 
индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Ми-хатман) i как реальное 
я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького 
индивидуального я было поэтому логическим следствием этой философии единства 
всех существ. 
    Более того, положение о том, что трансцендентная реальность не есть нечто, 
находящееся вне мира явлений, а внутри его, проложило дорогу вере в 
необходимость достижения совершенства, или нирваны, в этом мире, а не за его 
пределами. Как говорит Нагарджуна, нирвану обретают в этом мире те люди, 
которые могут 

    1 См. Suzuki, Outlines..., p. 296. 
    2 Там же, стр. 292. 
    8 Там же, стр. 293—294. 
    4 См. S о g e n. Systems, pp. 23—24. 

    познать до конца существо мира 1. Аскетизм хинаяны, таким образом, уступает 
место любви к ближнему — просвещенному интересу к мирским делам. 
    б) Будда как бог. Выдвигая перед своими избранными последователями идеал 
бодисаттвы, махаяна дает всей остальной массе верующих религию обещания и 
надежды. Когда обыкновенный человек изнемогает в борьбе с житейскими невзгодами,
 то. несмотря на присущее ему стремление самостоятельно преодолеть несчастья, 
его слабый дух взывает к какому-то неисчерпаемому источнику милосердия и помощи.
 Он обращается к богу. Религия помощи самому себе, какой она была в форме 
раннего буддизма, для человека мало утешительна. Этим несчастным массам людей 
махаяна подает надежду, что бдительное око Будды видит всех страждущих. 
    Будда отождествляется с трансцендентной реальностью, признаваемой 
философией махаянизма. Исторический Будда, или Гаутама, превратился, по 
принятой в Индии традиции, в воплощение первичной реальности, или Будду. В 
дальнейшем развитии новых верований появились легенды о предыдущих 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 16
 <<-