|
перевоплощениях Будды, это так называемые джатаки, или рассказы о различных
рождениях Будды.
Как в адваита-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность сама
по себе считается недоступной никакому описанию (подобно Ниргуна Брахме), но
проявляющейся в этом мире как Дхармакая, или вседержитель вселенной. В образе
Дхармакайи первичная реальность, или Будда, заботится о спасении всех существ,
перевоплощается в различных духовных руководителей и помогает всему живому
избавиться от страданий. Так, Будда в образе Дхармакайи выступает ради всяких
практических целей вместо бога, к которому слабое сердце может взывать о помощи,
любви и милосердии. В этом образе Будда называется также Амитабха Будда.
Отождествив таким образом Будду с богом,
1 См. слова Нагарджуны: «па samsarasya nirvanat kincidasti visesanam» и
далее в «Madhyamika-sastra», ch. 25, Karika 19.
махаянисты удовлетворили религиозные запросы тех, кто принял буддизм.
в) Восстановление Я. Одним из устрашающих рядового человека положений
раннего буддизма было отрицание личности. Если нет личности (я), для кого же
тогда трудиться? Философия махаяны учит, что маленькое отдельное я—ложь. Но это
видимое я имеет за собой реальность единого трансцендентного я (Махатман},
которое является воплощением Я всего живого. Благочестивый махаянист, таким
образом, находит свое я восстановленным в еще более возвышенной форме...
|
|