|
1 Многие подобные работы называются «suttanda» (см. S о g е п. Systems, p.
5).
Позиция саутрантиков в области теории познания напоминает
«репрезентационизм», то есть «теорию копий идей» западных философов школы Локка.
В измененном виде идеи этой школы можно встретить даже в настоящее время у
некоторых представителей так называемого «критического реализма».
4. Школа вайбхашиков
Несмотря на то, что представители этой школы сходятся с саутрантиками в
вопросе о реальности как духовного, так и недуховного мира, вайбхашики
указывают: если мы не признаем того, что внешние объекты воспринимаются нами,
то они не могут быть познаны и каким-либо иным путем. Вывод о наличии огня из
восприятия дыма возможен только потому, что в прошлом мы воспринимали дым и
огонь вместе. Тот, кто никогда не воспринимал огня, не сможет сделать и вывода
о его существовании из восприятия дыма. Если бы внешние объекты были совершенно
невоспринимаемыми, как утверждают саутрантики, то из одних духовных форм
невозможно было бы сделать никакого вывода. Человеку, незнакомому с внешним
объектом, его духовная форма не может казаться копией или символом наличия
этого внечувственного объекта, но представляется самостоятельной вещью, которая
не обязана своим существованием чему-либо вне ума. Поэтому одно из двух: либо
мы признаем субъективный идеализм, либо — если это будет сочтено
неудовлетворительным —признаем непосредственную познаваемость внешнего объекта.
Вайбхашиков, таким образом, можно назвать представителями непосредственного
реализма.
В основе философской системы реализма лежит трактат «Абхидхамма».
Вайбхашики следовали исключительно «Вибхаши» — комментарию на этот трактат 1,
от которого и происходит название их школы.
1 См. So gen, Systems, pp. 102 и 106.
IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА— ХИНАЯНА И МАХАЯНА
Буддизм как религия делится, как известно, на две большие школы: хинаяна и
махаяна.
Хинаяна — более ранняя форма буддизма,— подобно джайнизму, является
примером религии без бога. Место бога занимает в ней всеобщий нравственный
закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом,
что ни один результат действия не проходит бесследной каждая личность получает
такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями.
Жизнь и учение Будды являются идеалом человека, а также показывают каждой
скованной личности возможность достижения освобождения. Вполне доверяя своим
способностям в деле достижения освобождения, веря в нравственный закон,
гарантирующий сохранение каждой частицы пройденного пути совершенствования,
хинаянист следует по указанному Буддой великому пути и надеется получить
освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни. Его цель —
архатство или нирвана — состояние, угашающее все страдания.
Следовательно, хинаяна есть религия помощи самому себе. Хинаянисты твердо
держатся слов Будды: «Будь светильником самому себе». Каждый может и должен сам
для себя достигнуть высокой цели. Они воодушевлены последними, предсмертными
словами Будды: «Разложение — удел всего состоящего из частей. Работайте усердно
над своим спасением».
Но это — трудный путь, он не зависит ни от божественного милосердия, ни от
посторонней помощи, а лишь от избранного Буддой идеала и морального закона
вселенной и предназначен только для сильных, которых очень мало в этом мире.
Когда с течением времени количество верующих в буддизм увеличилось, в их
числе оказались не только немногие избранные, способные следовать этому
трудному идеалу, но также масса полуубежденных людей, обращенных лишь
номинально, массы, не понимавшие Пути и не
имевшие необходимой моральной силы следовать по нему. Получив поддержку
таких царственных покровителей, как Ашока, буддизм вырос количественно. но
потерял свои первоначальные качества. Массы, принявшие буддизм отнюдь не на
моральной основе, выхолостили его, приспособив к своему собственному уровню.
Они привнесли в буддизм свои привычки,верования и традиции, которые вскоре
становились частью принятой ими новой религии. Новые учители вынуждены были
сделать следующий выбор: либо, сохраняя в неприкосновенности идеал буддизма,
пойти на сокращение числа его последователей, либо снизить идеал и тем самым
сохранить за собой всех новообращенных. Только немногие, наиболее стойкие,
предпочли первое. Большинство же не могло сопротивляться искушению второго.
Таким образом, эти учители воздвигли то, что самодовольно называлось ими
Большой колесницей — махаяной, противопоставив ее ортодоксальной религии
основателей буддизма, которой они дали название Малой колесницы — хинаяны. Если
критерием правильности веры считать количество обращенных, то махаяна правильно
получила название «Большой», потому что она намеревалась стать всеобщей
религией, храм которой был бы открыт для людей всех вкусов и всех культур.
Дух приспособленчества и миссионерское рвение проложили махаяне путь в
Китай, Японию и Корею, дали ей возможность перешагнуть через Гималаи. Охватывая
народы различных культур, распространяясь, она обретала все новые и новые формы,
ассимилируя верования принимавших ее народов. Современные махаянистские
писатели гордятся своей религией и любят называть ее живой, прогрессивной и в
ее умении приспособляться видят признак ее жизненности.
Махаянистский дух приспособленчества имеет своим исходным пунктом жизнь и
|
|