|
изучению чего бы то ни было, а все, что было связано с религией, принималось
большинством людей на веру. Теперь, вероятно, уже слишком поздно пытаться
разгадать тайны происхождения дзэна в Индии, разве что ограничиться простыми
логическими выводами из уже известных исторических фактов, касающихся развития
махаяна-буддизма. Фактически дзэн-буддизм, как уже говорилось, является
продуктом китайского ума или, скорее, развитием доктрины просветления. Поэтому,
если мы хотим передать историю дзэна, нам, может быть, не следует, исходя из
некоторых соображений, отправляться в Индию, а лучше остаться в Китае и изучить
психологию и философию его народа, а также окружающие условия, позволившие
дзэну
достичь такого расцвета в Поднебесной, при этом мы всегда должны помнить, что
дзэн - это практическая интерпретация доктрины просветления.
Некоторые ученые могут, однако, отвергать такой подход к вопросу на том
основании, что дзэн - если таковой вообще может быть назван некоей формой
буддизма или даже, по утверждению его последователей, сущностью последнего - не
может стоять в стороне от основной истории индийского буддизма. Это абсолютно
верно, но что касается действительных фактов, то дзэн, как таковой, в Индии не
существовал, то есть не существовал в той форме, какую он имеет теперь.
В связи с этим, когда мы в попытке проследить его происхождение и развитие
уходим за пределы Китая, перед нами не остается никакого другого пути, кроме
того, которому последовал я в своих предыдущих статьях этого сборника. Другими
словами, мы должны рассматривать дзэн как китайское толкование доктрины
просветления, которая излагается во всей буддийской литературе - большей частью
в махаяне и в какой-то степени в хинаяне.
С течением времени эта доктрина прочно укоренилась в умах последователей Будды
и
стала определяющим фактором в общем курсе развития буддизма, так как не что
иное, как просветление обратило Гаутаму в Будду, или "просветленного". Буддизм
имеет целью направить своих последователей по стопам его основателя в
достижении
абсолютной свободы.
Но приверженцы буддизма в Китае, взявшие за основу доктрину просветления, не
пожелали глотать этот плод, не разжевав его как следует. Практический ум
китайского народа создал, таким образом, дзэн и сделал все возможное для его
дальнейшего развития с целью удовлетворения своих религиозных потребностей.
Когда мы сравниваем дзэн как конечный продукт с доктриной просветления, которая
постепенно стала обретать свою форму в примитивном буддизме, мы видим, что
между
ними нет абсолютно ничего общего. Этого, естественно, и следовало ожидать. Все
это объясняется следующими фактами: в начале Будда не имел особого желания
раскрывать все тайны, открывшиеся ему в просветлении, считая, что его
последователи будут не в состоянии шаг за шагом пройти тот же самый путь. То
чувство, которое у него возникло после того, как он испытал просветление, не
покидало его почти всю его жизнь. Это было чувство, что достигнутое им
совершенное высшее просветление представляет собою слишком возвышенный для
чувственных существ идеал и что если бы даже он поведал им о нем, они не смогли
бы должным образом понять его. Разве он не думал даже о том, чтобы перейти в
нирвану сразу после просветления? Это чувство, кажется, преследовало его всю
жизнь, и даже, несмотря на советы Брахмадэва, он не хотел в полной мере
прерывать всей достигнутой им самореализации.
В действительности Будда, может быть, и поведал всем своим ученикам о самом
сокровенном, но никакая литература об этом не сообщает. По крайней мере, авторы
ранних канонических трудов, каковы бы ни были их мотивы, пытались представить
дело так, будто их учитель просто не желал раскрывать всю истину. Поэтому идея
просветления не была освещена в хинаяна-литературе настолько, чтобы сразу
привлечь к себе внимание. Но она, как я уже говорил, лишь слегка прикрыта
другими, менее важными идеями, и может быть легко, при помощи самой простой
логики, обнаружена при чтении канонических трудов, описывающих просветление
Будды.
Ранние авторы считали, что основу буддийского учения составляют "четыре аспекта
возвышенной истины", "цепь причин из двенадцати звеньев" или "путь праведности
из восьми ступеней", что также включает в себя психологическую сторону теории
"отрицания эго" (анатман).
Но размышляя как философски, так и с позиции дзэна о жизни Будды и об основном
|
|