|
преображение или перестройка всего нашего существа за счет приведения в
действие
той основной силы, которая пребывает в каждом из нас.
Простое понимание несет в себе нечто чуждое и не имеющее истинной связи с
жизнью. Раз просветление оказывает такое грандиозное влияние на духовное
мировоззрение людей, о чем мы можем прочесть в сутрах, оно не могло быть
простым
следствием понимания доктрины причины и следствия. Просветление - это продукт
праджни, порожденной волей, которая желает видеть себя и быть в себе. Вот
почему
Будда так настаивал на необходимости личного опыта, а как средство достижения
последнего рекомендовал медитацию в одиночестве. Медитация, посредством которой
воля пытается сбросить наложенные на себя и связанные с погружением сознания
ограничения, никак не есть простое размышление над теорией происхождения и
причинности, представляющее собою движение по замкнутому кругу, началом и
концом
которого является неведение. Личный опыт, пожалуй, это то, что единственно
необходимо в буддизме, что же касается всех других метафизических проблем, то
они заводят человека в такие дебри, из которых ему не выбраться.
Таким образом, от неведения нельзя избавиться при помощи метафизики. Это
достигается значительным напряжением воли. По избавлении от неведения мы
освобождаемся также от того, что мы представляем себе как эго и что является
продуктом или, скорее, почвой неведения, на которой оно растет и процветает.
Эго
- это темный чулан, куда не могут проникнуть лучи интеллекта и где прячущееся
от
света неведение чувствует себя в полной безопасности. Когда чулан этот разнесен
в щепки, неведение исчезает, как тьма с наступлением дня. В действительности же
идея эго и неведение - одно и то же.
Мы склонны думать, что с исчезновением неведения и эго мы лишаемся всякой опоры
и уподобляемся опавшему листу, предоставленному воле ветра. Но это не так,
потому что просветление не есть нечто противоположное простому отсутствию
знания. Фактически неведение - это отрицание просветления, но не наоборот.
Просветление - это утверждение в полном смысле слова, и поэтому Будда сказал,
что тот, кто видит дхарму, видит Будду, а тот, кто видит Будду, видит дхарму, и
далее, что тот, кто хочет видеть Будду, не должен искать его ни в форме, ни в
звуке, ни в чем-либо подобном. Когда господствует неведение, эго предстает в
виде положительной идеи, а его отрицание представляет собой нигилизм. Вполне
естественно то, что неведение служит верным стражем эго, так как в нем его
родной дом. Но с достижением просветления картина совершенно меняется, рушится
старый учрежденный неведением порядок и водворяется абсолютно новый. То, что
прежде было отрицательным, становится положительным, а то, что было
положительным - отрицательным.
Ученым не следует забывать об этой переоценке идей, которая следует за
просветлением. В связи с тем, что буддизм считает просветление важнейшим
фактором в жизни, - это означает, что в нем нет никакого негативизма или
пессимизма.
3. ИСТОРИЯ ДЗЭН-БУДДИЗМА ОТ БОДХИДХАРМЫ ДО ЭНО (ХУЭЙ-НЭН) (520-713 гг. н.э.)
Я не имею намерения давать здесь глубокий критический и научный анализ истории
дзэн-буддизма, так как это требует некоторых познаний относительно развития
буддизма в Китае, а руководств по этому предмету, доступных широкому читателю,
насколько мне известно, нет. В связи с этим главной целью настоящего обзора
будет познакомить читателя прежде всего с традиционной историей дзэна в том
виде, как ее передают его последователи в Японии и Китае. Ее критическое
исследование последует тогда, когда читатели будут в некоторой степени к тому
подготовлены.
Из того, что мы можем прочесть в литературе о происхождении дзэна в Индии до
его
появления в Китае, очень многое настолько перемешано с легендами, что
установить
какие-либо действительные факты вообще невозможно. Ничего другого нельзя было и
ожидать, потому что в те далекие времена еще не было критического подхода к
|
|