|
в бесконечном круговороте зла. Тришну (страстное желание), которое считается
корнем зла, можно преодолеть только тогда, когда будет достигнуто полное и
глубокое понимание природы неведения.
В связи с этим тот факт, что ученые-философы в своей попытке дать рациональное
(в житейском смысле) объяснение цепи причин (пратшья-самутпада), состоящей из
двенадцати звеньев (Звенья этой "цепи" обычно перечисляются в следующем
порядке:
1. неведение - авидья, 2. характер - самскара, 3. сознание - виджняна, 4. имя и
форма - ната-рупа, 5. шесть органов чувств - садаятана, 6. общение - спарша, 7.
чувства - ведана, 8. желания - тришна, 9. привязанность - упадана, 10.
становление - бхава, 11. рождение - джати, 12. старость и смерть - джарамаранам,
относят неведение к прошедшему, что лишний раз указывает на их недальновидность.
Они говорят, что первые два звена (ангани) пратитьи самутпади принадлежат к
прошедшему, восемь последующих - к настоящему и два последних - к будущему.
Неведение, которое порождает серии ниданы, неограничено во времени, так как оно
так же, как и просветление, связано не со временем, а с волей. Просветление,
или
(выражаясь негативно) устранение неведения, сопряженное со временем, теряет
свой
абсолютный характер и побуждает нас искать чего-то, идущего за его пределы.
Оковы рабства и пороки становятся нашими постоянными спутниками, и никакие боги
не станут восхвалять в гимнах пробужденного и называть его "лотосом,
незапятнанным грязью страсти, который поднялся со дна озера знания; солнцем,
разгоняющим тьму заблуждения, или луной, устраняющей жгучее пламя врожденного
греха существования".
Если просветление, как говорят сутры, заставило всю Вселенную вибрировать во
всех шести сферах, то неведение, над которым оно, в конечном итоге, взяло верх,
должно быть, имеет не меньше силы, хотя оно диаметрально противоположно
просветлению по качеству. Неведение нельзя связывать с умом и со временем, так
как это совершенно лишает его того основного значения, которое оно должно иметь
как первое звено в серии ниданы.
То громадное влияние, которое оказал Будда на своих современников, а также на
последующие поколения, объясняется не остротой его логики и мышления, (хотя ему
свойственно было и это), а тем духовным величием и глубиной, которые были
связаны с волей, проникающей в саму основу творения. Победа над неведением
явилась демонстрацией этой силы, преодолеть которую не мог ни коварный Мара, ни
все его несметные полчища.
Неправильное понимание истинного значения неведения в системе "пратитья-
самутпада", или "арьяшатья", неизбежно приводит к ложным представлениям о
природе просветления и, следовательно, о буддизме.
В начале, которого в действительности нет и которое не имеет своего духовного
значения вообще, а имеет лишь частное значение в нашей конечной жизни, воля
хочет познать себя, в результате чего пробуждается сознание, а с пробуждением
сознания происходит разделение воли на две части. Единая воля, целостная и
совершенная в себе, становится одновременно актером и зрителем. Конфликт в этом
случае неизбежен, так как актер начинает стремиться к освобождению от
ограничений, которые он на себя возложил в своем желании обрести сознание. В
некотором смысле ему дано право видеть, но, в то же самое время, остается нечто,
чего он, как зритель, не может заметить.
С роковой неизбежностью неведение буквально по пятам преследует знание. Тенью
бродят друг за другом эти два вечных и неразлучных спутника.
Но воля-актер стремится вернуться в свою первозданную обитель, где нет дуализма
и где царит вечный мир. Однако эта тоска по дому не может быть излечена не чем
иным, как ценой долгих и мучительных поисков, так как однажды разделенное не
может быть восстановлено до прежнего единства без борьбы и сопротивления.
Восстановление - это нечто большее, чем простое возвращение назад, потому что
первоначальное содержанке обогащается этим разделением, борьбой и
реорганизацией.
|
|