Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
		Сам познавший все, кого же теперь я смогу назвать своим учителем?
		Тому, что я знаю, меня никто не учил.
		Ни на земле, ни на небе, мой друг, нет равного мне,
		Я поистине достиг освобождения.
		Я непревзойденный мировой учитель,
		Единственный, кто достиг совершенного просветления.
		Я пребываю в вечном мире.

Говоря о просветлении, мы, как правило, рассматриваем его в эпистемологическом 
аспекте и забываем о той грандиозной силе воли, которая скрывается за ним, силе,
 
которая фактически составляет саму сущность индивидуума. В особенности это 
относится к буддизму, идеалы которого носят ярко выраженный умственный характер 

- даже, может быть, слишком ярко выраженный, - и в связи с этим ученые склонны 
игнорировать значение воли как основного и определяющего фактора в решении 
основной проблемы. Они уделяют, таким образом, слишком много внимания доктрине 
"пратитьясамутпада", или "арьяньятья", которая, по их мнению, составляет основу 

буддийского учения.

Но в этом, как и в том, что они принимают буддизм за некую этическую культуру, 
заявляя, что он представляет собой не что иное, как систему моральных 
наставлений (шила), без души, без бога и, следовательно, без надежды на 
бессмертие, они глубоко ошибаются.

Идеи неведения, причины и следствия, морали приобретают в душе истинного 
буддиста более глубокий смысл. Неведение - это не неведение в познавательном 
смысле, а темнота в смысле духовном. Если бы неведение было связано с познанием,
 
то устранение такого неведения никак не могло бы привести нас к просветлению и 
освобождению от оков и пороков, или "дурманов", как их называют некоторые 
ученые.

Перед проникновенным взором Будды открылись глубины его существа, и он понял, 
что суть его - воля, а также - что такое воля (ятхабхутам, или пребывание в 
татхабхане, что означает в своем естестве). Он превзошел самого себя и стал 
Буддой, высшим, несравненным. Таким образом, выражение "ануттара-самьяк-
самбодхи" означает достижение высшего духовного знания. Неведение, являющееся 
антитезой просветления, приобретает в связи с этим более глубокий смысл, чем 
ему 
обычно придают.

Неведение - это не простое незнание какой-либо теории, системы или закона. Это 
отсутствие прямого восприятия фактов, лежащих в основе жизни, - восприятия, 
связанного с проявлением воли. В неведении познание отделяется от действия и 
познающий от познаваемого, а мир представляется отдельным от субъекта, то есть 
мы все время имеем дело с двумя противоположными друг другу элементами. Однако 
это условие лежит в основе всякого познания: познание неизбежно сопряжено с 
неведением. Когда мы думаем, что познали что-то, всегда есть нечто в этом 
случае, что недоступно нашему познанию. За известным всегда скрывается 
неизвестное - познающий, до которого нам никак не удается докопаться и который 
неизбежно должен присутствовать в каждом акте познания.

Мы хотим, однако, познать этого непознаваемого познающего: мы не можем пройти 
мимо, не посмотрев, что же в действительности он из себя представляет. Это 
означает, что неведение должно быть рассеяно просветлением. Здесь появляется 
острое противоречие (по крайней мере эпистемологического характера). Но пока мы 

не преодолеем этого затруднения, не будет мира нашей душе и жизнь будет 
становиться все более и более невыносимой.

В своих поисках "строителя" (гахакара) Будда чувствовал, что его постоянно 
преследует неведение. За познаваемым все время маячила фигура неизвестного в 
черной маске, которую ему очень долго не удавалось сорвать, пока он не 
преодолел 
дуализм субъекта и объекта.

Такое преодоление дуализма есть не акт познания, а самореализация, или духовное 

пробуждение, идущее за пределы рассудка и логики и не сопровождающееся 
неведением. То, что познающий знает о себе, находится в нем и недоступно 
никакому интеллекту, то есть последний не способен превзойти свои собственные 
ограничения. Неведение устраняется только тогда, когда опрокидывается сама его 
основа, устранение неведения представляет собой акт воли.

Само по себе неведение не есть зло, а также не есть источник зла, но если мы не 

замечаем и не знаем, какую роль оно играет в нашей жизни, мы постоянно 
вращаемся 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-