|
момент просветления, было так неизмеримо велико, что никакая логика не могла к
нему подступиться. То решение, которое может нам дать интеллект,
удовлетворительно лишь в том смысле, что оно производит частичную разрядку,
устраняя грубые препятствия, но оно не в состоянии затронуть глубины нашего
духа. Ученых нельзя назвать "святыми", а "святых" - учеными. Умственное
постижение "закона происхождения всего" (пратья-самупада), каким бы совершенным
оно ни было, не могло дать Будде полной уверенности в том, что он преодолел
неведение, страдание, пороки и смерть. Проследить умом происхождение и
причинную
связь вещей - это одно, но подчинить их себе в действительной, реальной жизни -
совсем другое. В первом случае активен только интеллект, тогда как во втором -
воля, а воля - это и есть человек. Будда не только открыл "цепь причин и
следствий, состоящую из двенадцати звеньев", но и порвал ее собственными руками
и навсегда освободился от рабства.
Перед его проникновенным взором предстала его собственная сущность в своем
истинном облике, как она есть, причем он видел ее так же ясно, как, например,
человек видит собственную руку своими собственными глазами. Никакого
размышления, никакого вывода, суждения или сравнения, а также - никаких
градаций. Не о чем было говорить, не о чем было спорить, нечего объяснять: он
видел - и все тут. Это видение представляло нечто само по себе совершенное: оно
не вело ни к чему внутреннему или внешнему, ни в пределы, ни за пределы чего-
либо. И именно эта совершенность, или законченность, и явилась для Будды самым
исчерпывающим и удовлетворительным "ответом" - теперь он знал, что цепь
действительно порвана и он свободен. Поэтому, что касается просветления Будды,
то его нельзя понять интеллектом, который всегда только дразнит и никогда не
дает удовлетворительного ответа.
Будда чрезвычайно остро сознавал и чувствовал, что жизнь преисполнена боли и
страдания. Это до глубины души волновало его, и вследствие этого эмоциональная
реакция, которую он испытал во время просветления, была в такой же степени
интенсивной. Это еще раз указывает на то, что он не мог удовлетвориться
умственным обзором жизненных фактов. Все, что мы можем сказать об интеллекте, -
это то, что он, в конце концов, является зрителем, которому легко внушить как
хорошее, так и плохое. Сам по себе он не может вызвать состояние ума,
называемое
просветлением. Чувство совершенной свободы ("ахамхи арака локэ, ахам саттха
ануттаро") не могло явиться следствием одного лишь умственного превосходства.
Очевидно, в сознании Будды имел место гораздо более фундаментальный процесс,
выражающий духовное переживание.
Описывая это духовное переживание, авторы трудов по буддизму исчерпывают свои
познания в области филологии, подбирая слова, так или иначе связанные с
логическим пониманием. "Знание" (виджня), "понимание" (праджнянана), "разум"
(няна), "мудрость" (пання), "проникновение" (абхисамета), "реализация"
(абхисам-
будда), "восприятие" (санджнянам), и "прозрение" (дассана) (махаяна дает 13
терминов, определяющих процесс постижения. Все они имеют более или менее
определенные оттенки: буддхи, мати, гати, мата, дриштам, абхиса-натави,
самъяравабодхи, супративиддха, абхилакшита, га-тимагата) - это только некоторые
из них. На деле же, покуда мы будем ограничиваться интеллектом, каким бы
глубоким, утонченным и возвышенным он ни был, мы не докопаемся до сути дела. По
этой причине даже так называемые "примитивные буддисты", из которых некоторые
считаются позитивистами, рационалистами и агностиками, были вынуждены допустить
возможность существования в человеке некоторого начала, идущего далеко за
пределы относительного знания и находящегося в противоречии с нашим
эмпирическим
эго.
Махаяна более ясно говорит о просветлении, как о своего рода умственной
деятельности или мудрости, которая превратила бодхисаттву в Будду, в связи с
тем, что Будда достиг (абхисамбудха) высшего, совершенного знания посредством
"экачиттакшана-самъюктапраджни". Что же такое эта "праджня" - это понимание
высшего порядка, по сравнению с обычным пониманием, которое имеет место при
приобретении относительного знания? Это свойство ума и духа одновременно. Оно
позволяет духу порвать оковы интеллекта, которому всегда свойственен дуализм,
поскольку он подразделяет вещи на субъект и объект. Праждня, достигаемая
"гармоничным единомыслием", не знает разделения на познающего и познаваемое,
рассматривая их (икшана) как одно целое (экачитта), что, в свою очередь,
приводит к просветлению. Дав точное определение "праджни", махаянисты внесли
ясность в определение природы "самбодхи", так как ум, покинувший свой привычный
|
|