|
Именно по этой причине Будде никак не удавалось решить стоящую перед ним
проблему, пока он ограничивался уровнем антитезного мышления, на котором
вопрошающий отделяет себя от вопроса. Это означает что перед ним вставали все
новые и новые вопросы, требующие удовлетворительного ответа. История Будды
является типичным примером того, через что проходит человек, ищущий истину.
Поиски истины мы обыкновенно начинаем с изучения философии, так как раскрытие
наших мыслительных способностей идет параллельно нашим размышлениям о
реальности. Мы изучаем сначала историю человеческой мысли и узнаем, что
говорили
древние мудрецы относительно этой проблемы, которая их также очень сильно
волновала. Будда тоже начал с этого, и первое, что он сделал, когда оставил дом
и светскую жизнь, это отправился в лес, где можно было встретиться с лучшими
учеными людьми того времени. Однако этим он не был удовлетворен. Философия по
своей природе не в состоянии отправить нас туда, где вопрос еще не задан. Такая
задача ей не под силу, так как она имеет свои определенные пределы. Она может
дать нам только очень смутное и поверхностное представление о самой реальности,
причем, возможно, что чем ближе мы будем подходить к ней, тем туманнее она
будет
становиться. Это напоминает танталовы муки. Вполне естественно поэтому, что
Будда в конце концов должен был оставить своих учителей.
Затем он предается аскетизму. Большинство из нас почему-то думает, что
подчинением себе плоти мы очищаем ум, превращая его в инструмент, способный
видеть реальное в истинном свете. Но в случае такого самоистязания наше "я",
вопрошающий, превращается в своего рода врага, которого нужно сокрушать. Этот
враг постоянно предстает перед вопрошающим, и никакая отчаянная борьба в этой
смертельной битве не в состоянии обеспечить победы над ним, так как "я" или
вопрошающий жив, он породит нового врага и будет вынужден также бороться и с
ним.
Кроме того, убить врага - не означает спасти себя или получить ответ на вопрос.
"Я" живет только тогда, когда существует "не я", которое и является врагом,
порожденным "я". Вопрошающий всегда остается вопрошающим или творцом вопроса.
В аскетизме вопрошающий - это "я". Далее этому "я" противопоставляется то, что
не есть "я", то есть враг, и этого врага человек во что бы то ни стало
старается
победить. Но враг этот не может быть побежден, покуда существует "я". Это "я"
никогда не останется наедине с собою: оно всегда стремится найти что-либо, в
противовес чему оно могло себя утвердить в доказательство своей силы и
первостепенной важности. Оно теряет свое лицо при отсутствии других "я", в
сравнении с которыми оно должно показать себя. Аскетизм - это своего рода
гордость или самоутверждение. Аскетизм и нравственное очищение никогда не могут
идти за пределы "я", а если мы не пойдем за его пределы, мы не будем иметь ни
малейшего шанса найти решение той проблемы, с которой начались поиски истины.
"Я" должно быть совершенно остановлено и лишено всего того, что о нем хоть как-
то напоминает. Я имею в виду отсутствие противопоставления "я" и "не я".
Будда дошел до этого самым практическим образом. Однажды он попробовал
подняться
с места, на котором сидел, и не смог этого сделать, потому что из-за недостатка
нормального питания он очень ослаб, пытаясь принимать минимальное количество
пиши с целью подчинить себе тело настолько, чтобы оно не могло себя утверждать.
Цель была достигнута, и тело настолько ослабло, что даже встать было невозможно.
Но проблема реальности и истины по-прежнему оставалась нерешенной:
самоистязание
не привело к ее решению. Тогда он подумал, что "если он умрет, то вопрошающий
исчезнет, а вопрос так и останется неразрешенным".
Он начал после этого принимать достаточное количество пищи, желая окрепнуть
физически и продолжить поиски ответа на вопрос, который поглощал все его
существо. Но что же делать дальше? Интеллект не дал ему ответа, акскетизм -
тоже. Он был в полном замешательстве и не знал, что делать, а стремление
получить ответ на вопрос стало как никогда сильным. Если бы он обладал более
слабым умом, то он, возможно, не выдержал бы такого сильного напряжения. Все
силы его существа были крайне напряжены в реакции на такого рода положение.
Теперь он чувствовал, что у него нет никакого вопроса, который нужно решить, а
также никакого "я", которое должно противостоять врагу. Фактически все его
существо, его "я" и интеллект превратились в вопрос. Другими словами, он сам
стал вопросом.
|
|