|
ввести
подобные психические события в область научного изучения.
Ранее я поднял вопрос, имеем ли мы что-либо подобное сатори на Западе? Если мы
изучаем высказывания наших западных мистиков, на первый взгляд нам не откроется
ничего такого, что хотя бы в малейшей степени могло бы быть связано с этим.
Исходя из нашего способа мышления, трудно представить себе возможность
существования этапов развития сознания. Простая мысль о том, что имеются
огромные психологические различия между сознанием существования объекта и
"сознанием сознания", граничит с неуловимостью, которую мы вряд ли способны
охватить. Едва ли кто-либо настолько серьезно заинтересуется проблемой, чтобы
принять во внимание психологические условия, необходимые для постановки
подобных
проблем. Характерно, что постановка вопросов, подобных этому, вытекает, как
правило, не из какой-либо интеллектуальной необходимости, но там, где она
существует, она почти всегда коренится в примитивной религиозной практике. В
Индии - йога, а в Китае - буддизм поставляли мотивационную силу для попыток
вырвать себя из оков обыденного состояния сознания, которое ощущалось как
неполноценное. Что касается западного мистицизма, то его тексты полны
инструкций
о том, как человек может и должен освободить себя от я-чества своего сознания с
тем, чтобы посредством сознания своего собственного бытия подняться выше его и
обрести внутреннего (богоподобного) человека. Используется образ, известный
также и индийским философам, а именно: дерево, корни которого наверху, а
вершина
внизу. Есть старое дерево, его корни растут вверх, его ветки вниз... Оно
называется Брахман, и он один неделающий. (Нельзя предположить, чтобы этот
фламандский мистик, родившийся в 1273 году, заимствовал этот образ из какого-
либо индийского текста.) И он должен вскарабкаться на дерево веры, которое
растет вниз, так как корни его в голове бога. ("О, Бог, инструктируй меня в
доктрине не-эго". Цит. по книге Судзуки: "Эссе..." 1, 76.)
Ruysbroeck также говорит, подобно йогам: "Человек должен быть свободен и без
образов, свободен от всех привязанностей и пуст от всех тварей". Его не должны
трогать страсть и страдание, выгода и потери, возвышение и падение, заботы о
других, наслаждение и страх, и он не должен привязываться ни к какой твари.
"Именно в этом состоит единство бытия и это означает "быть обращенным внутрь".
Это означает, что человек повернут внутрь, в собственное сердце, так что
вследствие этого он может чувствовать и понимать внутреннюю работу, внутренние
слова Бога. Это новое состояние сознания, возникающее в результате религиозной
практики, отличается тем, что внешние вещи более не влияют на эго-подобное
сознание, из которого возникает взаимная привязанность, но что пустое остается
открытым для других влияний. Это другое влияние не ощущается более как
собственная активность, но как работа не-эго, имеющего сознание в качестве
своего объекта. Дело обстоит так, как будто субъективный характер эго
продлевается или замещается другим субъектом. Это вопрос хорошо известного
религиозного опыта, сформулированного св. Павлом (Послание к Галатам, 2, 20).
Здесь, несомненно, описывается новое состояние сознания, отделенного от
прежнего
состояния сознания процессом далеко зашедшей религиозной трансформации.
Можно возразить, что изменяется не само по себе сознание, а лишь сознание чего-
то, как если бы мы, перевернув страницу книги, увидали бы новую иллюстрацию. Я
боюсь, что эта концепция - не более, чем произвольная интерпретация, так как
она
не согласуется с фактами. Дело в том, что мы не просто видим различные картины
в
тексте или различные объекты, но скорее ощущаем некую трансформацию восприятия,
часто являющуюся результатом яростных духовных конвульсий. Исчезновение одной
картины и ее замещение другой - это обыденное дело, не имеющее ни одного из
атрибутов трансформационного опыта. Дело не в том, что по-другому видится нечто
другое, но что видится то же самое, как если бы пространственный акт видения
изменился бы при добавлении нового измерения. Когда мастер спрашивает: "Слышишь
ли ты бормотание ручья?" - он, очевидно, имеет в виду нечто совершенно отличное
от обычного слушания. (Судзуки говорит об этом изменении: "Прежние формы
созерцания заботы"... новая красота "переосвежает мозг" или "прочищает алмаз";
"Эссе..." 1, 123.) Сознание - это нечто вроде восприятия, и, подобно последнему,
оно подвержено условиям и ограничениям. Например, можно быть сознательным на
различных уровнях, в узкой или широкой сфере, более искусственно или более
глубоко. Эти различия в степени, однако, часто являются различиями в характере,
так как они полностью зависят от степени развития личности, то есть от природы
воспринимающего субъекта. Интеллект не интересуется состоянием воспринимающего
|
|