|
Увидев учителя, товарищ поинтересовался, в чем дело, но учитель посоветовал ему
спросить самого монаха. Сбитый с толку товарищ вернулся и хотел снова спросить,
что же произошло, но на этот раз он увидел, что тот искренне хохочет. Еще
больше
недоумевая, он спросил: "В чем дело, что все это значит? То ты плачешь, то -
смеешься. Ничего не понимаю". Смеющийся монах ответил: "Несколько минут назад я
плакал, а сейчас - смеюсь" .
Некоторые думают, что дзэн - это нечто абстрактное, неосязаемое и бессмысленное.
Но это не так. Пока мы еще не встречали в нем ничего абстрактного. Наоборот,
все
предельно конкретно. Все это - факты, встречающиеся в повседневной жизни. Ветер
дует туда, куда ему вздумается. Флаг трепещет на ветру. Учитель в равной мере,
как и все остальные, не застрахован от телесных недугов. Даже испытав
просветление, после того, как его ущипнули за нос, монах плачет и смеется. Если
мы будем продолжать рассуждать подобным образом, все станет еще запутаннее.
А вот другой случай, который имел место в жизни Ринзая (одна из выдающихся
фигур
на заре развития дзэна в Китае). Этот известный учитель дзэна жил в IX веке. Им
была основана школа дзэна, которая до сих пор носит его имя.
Однажды Ринзая попросили выступить перед группой ученых того времени. Он начал
так: "Так как меня попросили высокопоставленные лица, то я пришел и стою сейчас
здесь перед вами. В обществе это вполне естественно. Но, что касается дзэна, то
я ничего не могу сказать о нем. Я не могу даже открыть рта. Дзэн невозможно
уловить. Но, идя навстречу почтенной публике, я сделаю все, что могу, и
постараюсь продемонстрировать, что такое дзэн. Если кто-нибудь из вас желает
скрестить шпаги, то я к вашим услугам. Тогда я вам точно скажу, имели вы
прозрение относительно сути дзэна или нет. Я буду наблюдать за вами и скажу".
Вызов был принят одним монахом, который начал с того, что спросил: "В чем суть
дзэн-буддизма?" На это учитель отреагировал бессмысленным восклицанием.
Монах спокойно поклонился. "Вы знаете, с вами бы стоило немного поговорить", -
сказал учитель.
Затем слово взял ученый-буддист. "В нашем распоряжении имеется достаточно много
священных текстов - трех направлений и двенадцати подразделений. Разве все они
уже не ответили на вопрос, что такое природа Будды? Стоит ли вообще говорить о
каком-то дзэне?" Ринзай ответил: "Вы еще никогда не очищали свой сад от сорной
травы. Вам следовало бы этим заняться, прежде чем приходить сюда". "Будда не
может нас обманывать", - продолжал ученый. "А где Будда"? - спросил учитель.
Ученый промолчал. "Не пытайся обмануть меня в присутствии почтенного общества.
Быстро убирайся прочь, чтобы не мешать другим задавать мне вопросы", -
продолжал
учитель. Таким образом этот ученый был бесцеремонно удален.
Можно рассказать множество подобных анекдотов, но стоит ли все это делать?
Давайте же просто закончим этот разговор уже вышеупомянутым ранее сравнением:
дзэн - это отказ от обычного образа мыслей, от утверждения и отрицания. Мы
обычно говорим, что "А" есть "А" и "А" никогда не может стать "Б". Но в свете
дзэна, однако, "А" не есть "А", и, далее, вследствие того "А" есть "А".
Запутанная диалектика, скажете вы. Это можно также назвать "бихевиоризмом"
дзэна. Если ущипнуть за нос, то будет больно. Когда у последователя дзэна болит
голова, ему не хочется разговаривать. Когда птичка поет, он слышит и знает, что
это соловей. Когда он идет в горы и чувствует в воздухе аромат, он знает, что
это цветет лавр. Последователь дзэна отличается от большинства из нас тем, что
он осознает, что все эти факты нашего повседневного опыта неразрывно связаны со
всем бытием.
Часть II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗЭНА
|
|