|
обратиться к дзэну".
Мы часто слышим и говорим, особенно это касается психологии, о спонтанности. Но
то, о чем обычно идет речь, представляет собой не что иное, как ребяческую или
животную спонтанность, но никак не спонтанность и свободу взрослого человека.
Истинная свобода и спонтанность неизмеримо далеки от такого детского
представления о ней. Нельзя, конечно, отрицать того, что ранний период жизни
человека носит отпечаток некоторого рода спонтанности и свободы, но все это не
идет ни в какое сравнение со свободой действительно зрелого человека. Пока
человек не расстанется с этой детской свободой, он будет постоянно нуждаться в
помощи психологии. Но нельзя также ожидать достижения истинной свободы и
спонтанности, не уделив достаточно времени, иногда даже несколько десятков лет,
самодисциплине, которая приводит в конце концов к настоящей зрелости.
Конфуций в свое время говорил: "В пятнадцать лет человек начинает учиться и
изучать. (Следует отметить что здесь имеется в виду не чтение книг, а
размышление над жизнью или самой реальностью.) Тогда в тридцать лет он уже
знает, что может дать ему опору. (Это означает что он достигает некоторого
прозрения относительно смысла и значения жизни.) В сорок лет его уже ничто не
смущает и не сбивает с толку. (Он знает, куда идти, и идет туда неуклонно.) В
пятьдесят - он познает свое небесное призвание; в шестьдесят - его уши в
состоянии слушать все, чтобы ему ни говорили. (Ему больше не нужно
сопротивляться или утверждать себя: все добро, все правильно.) В семьдесят - он
действует только согласно своему внутреннему побуждению". (Это соответствует
идее св. Августина: "Люби бога и поступай, как хочешь". Конфуций не поклонялся
Богу св. Августина, но если говорить о самом внутреннем опыте, то изречение св.
Августина соответствует тому, что говорил Конфуций.)
То же самое говорит и дзэн словами одного из его японских учителей недавнего
времени (а точнее - жившего 360 лет назад):
Ты должен трупом стать живым,
Ты должен умереть живя,
Тогда ты можешь делать все -
Все будет верным для тебя.
Можно выразиться более позитивно и вместо "умереть живя" сказать "любить Бога",
но и в том и в другом случае в основе лежит одно и то же чувство реальности.
Конфуций, учитель дзэна и христианский святой идут рядом, по одной и той же
дороге.
Теперь вы можете сказать: "Я бы хотел услышать от вас о чем-нибудь более
доступном, более осязаемом. Все, о чем шла речь, кажется мне чуждым". Но
учитель
дзэна настоятельно утверждает, что ничего более близкого, чем это, и быть не
может. Большинство людей хочет чего-то более рационального, более логического,
более доступного нашему обычному интеллекту и разуму.
Философы пытаются решить эту проблему каждый по-своему, причем некоторые
говорят, что это и есть "чистый опыт". Дзэн - это нечто очень близкое к чистому
опыту. Это что-то вроде "сознания в целом" или "универсального сознания". Это
также в какой-то мере походит на "коллективное бессознательное" Юнга, однако,
вместо "коллективного" я бы предложил термин "космического" бессознательного,
так как последнее более соответствует моему представлению о реальности. Но Юнг
-
психолог, и он хочет идти дальше того, что ему известно. Ученые - это странная
группа людей. Они ограничивают не только поле своих исследований, но также и
поле своих человеческих интересов. Они считают, что быть ученым означает не
быть
никем иным. Но они же прежде всего люди, а раз так, то я хотел бы, чтобы они
пытались, насколько это можно, понять жизнь в ее истинном свете. Преданность
умственной работе уродует их, так как они отказываются изучать жизнь во всей ее
полноте. Что же, очень жалко. Неужели они не в состоянии смести установленные
самими же границы? Если там они встретят на пути бездонную пропасть, то пусть
совершат прыжок через нее или, лучше всего, бросятся прямо в нее. Они всегда
испытывают жуткий страх, стоя на краю этой пропасти и взором измеряя ее глубину.
Не видя дна, они пугаются еще больше и дальше уже не могут сделать ни шагу.
Современные философы также иногда уподобляются ученым и говорят: "Да, мы должны
найти решение, но не можем этого сделать". Таким образом, они говорят о жизни,
|
|