|
ответит:
"Если хотите спрашивать - спрашивайте, если не хотите - не спрашивайте. И то и
другое допустимо".
"Да ведь вы же явно противоречите сами себе", - незамедлит подметить читатель.
А
учитель дзэна спокойно ответил бы: "Здесь нет никакого противоречия".
Я слышал как-то историю об одном раввине из хасидов, который в разговоре с
одним
из своих учеников сказал: "Жизнь походит на колесо".
Это сравнение прочно укоренилось в разуме этого ученика, и когда через
несколько
лет он услышал от того же самого раввина, что "жизнь - это прямая линия", то
это
его совершенно сбило с толку.
Я не знаю, что именно имел в виду раввин под этими кажущимися парадоксами,
которые так смутили разум ученика, но каковы бы ни были традиции этого учения и
как бы они ни истолковывались, я считаю, что раввин совершенно прав, ибо жизнь
-
это и то и другое одновременно. Иногда она течет по прямой линии, иногда -
вращается по кругу, иногда - движется зигзагами или каким-либо другим образом.
Жизнь нельзя уместить в рамки какого-то определенного понятия. Она имеет свою
собственную внутреннюю причину, недоступную порабощенному человеческому разуму.
Мейстер Экхарт однажды случайно встретил нищего и приветствовал его словами:
"Доброе утро". Нищий же ответил: "А какое утро не доброе?" Очевидно, этот нищий
был просветленным, ибо каждое утро, несомненно, доброе, и каждый день - добрый
день, и как бы мы друг друга ни приветствовали - "доброе утро", "добрый день"
или "добрый вечер", - жизнь идет своим чередом, ровно, мирно и счастливо. В
наше
время, кажется, люди забыли о такого рода счастье. Они пытаются все оценивать
исключительно с точки зрения добра и зла.
В дзэне "добро" не связано с моралью. В нем отсутствует этический элемент. Это
просто "добро" и ничего больше. Когда Бог сотворил мир, он сказал: "Это хорошо".
Такое "хорошо" никоим образом, конечно, не связано с моралью. Таким же образом
последователи дзэна говорят: "Каждый день - добрый день". И здесь нет никакой
моральной оценки. Он просто добрый, хотя он может быть и дождливым, и ненастным,
и неудачным. Но он, тем не менее, "добрый" и ничего больше.
Таким образом, можно подумать, что дзэн совершенно равнодушен ко всему, что
обычно называют добром и злом, ко всему, что случается с нами, с миром и со
всем
человечеством. Кажется, что дзэн совершенно не обращает внимания на судьбу
человека вообще. Если это так, то тогда он никому не нужен, особенно в наше
время, когда мы раздуваем взаимную вражду, которая может привести даже к
уничтожению человечества. Какой смысл тогда говорить о дзэне?
В 1957 году в Мексике состоялась международная конференция по психоанализу, и
меня пригласили рассказать ее участникам о связи дзэна с теорией и практикой
психоанализа. Я, разумеется, не могу претендовать на то, что обладаю обширными
знаниями в области психоанализа, психологии или психотерапии, но при всем при
этом я сказал следующее:
"Вы, кажется, очень много говорите о страхе, неуверенности в завтрашнем дне, о
свободе и спонтанности, а также о проблеме истинного "я". Если вы хотите знать,
как ко всему этому относится дзэн, я скажу, что дзэн предлагает избавиться от
всех чувств подобного рода - страхов, сомнений, неуверенности и тяжелых
переживаний, - достичь истинной свободы от всех мещанских представлений,
воображаемых страхов и т.п.
Дзэн в состоянии дать вам эту свободу, но, чтобы постичь дзэн и стать поистине
свободным и творчески активным - или, выражаясь языком Библии, постичь истину,
которая сделает вас свободными, - вы должны будете выйти за пределы психологии.
Выйти за пределы психологии - означает совершенно другой подход к этому вопросу.
Современная психология подходит к субъективным вопросам объективно, и поэтому
пока остается только теорией. Дзэн предлагает ей сменить курс и подойти к этой
проблеме "субъективно". Психология или психоанализ совершенно не в состоянии
действительно излечить нас от всех вышеупомянутых болезней. За помощью мы
должны
|
|