|
В одной из сутр мы читаем: "В восточной части города, в котором родился Будда,
жила женщина. Она родилась в то же самое время, что и Будда, и жила всю свою
жизнь в том же самом месте, что и Будда. Она не искала встречи с ним и не
желала
видеть его. Когда он подходил к ней, она всячески старалась скрыться. Но
однажды
случилось так, что ей некуда было деваться. Тогда она закрыла лицо руками и - о
чудо! - Будда появился между всеми ее пальцами". Позвольте же спросить, кто эта
женщина?
Будда - это абсолютное утверждение, вы не можете спрятаться от него, так как
оно
преследует вас на каждом шагу, но вы, к сожалению, не узнаете его, пока вам,
как
слуге Гутая, не отрубят палец. Как ни странно, но факт остается фактом, что мы
походим на "тех, кто умирает от голода, сидя на мешке риса", или, скорее, на
"тех, кто умирает от жажды, стоя по горло в воде". Один учитель делает еще один
шаг, утверждая, что "мы сами есть рис и вода". Если это так, то нам стыдно даже
говорить о голоде и жажде, так как никогда, с самого начала в нас ничто ничего
не хотело.
Один монах пришел к Содзану Хондзяку и попросил приютить его, так как остался
совсем один. "О мой достопочтенный господин", - обратился к нему Содзан. Монах
немедленно отреагировал на это обращение. Затем Содзан добавил: "Вы уже выпили
три огромных бочки великолепного ликера домашнего производства, однако
утверждаете, что даже не притронулись к нему". Все мы, вероятно, походим на
этого монаха. Когда мы переполнены до краев, мы никогда этого не осознаем.
Я хочу закончить эту главу еще одним из множества встречающихся в литературе по
дзэну высказываний, которые утверждают абсолютную истину.
Сэйкэй спросил Суйби Мугаку: "В чем заключается основной принцип буддизма?"
"Подожди, - сказал Суйби. - Когда мы останемся одни, я тебе скажу". Через
некоторое время Сэйкэй снова обратился к нему: "Ну вот теперь мы одни, умоляю
тебя, объясни". Суйби встал и повел сгорающего от нетерпения Сэйкея в
бамбуковую
рощу, но так ничего и не сказал, а когда последний настоятельно потребовал
ответа, он шепотом промолвил: "Какие высокие эти деревья, и какие маленькие те,
вон там".
7. ДЗЭН-БУДДИЗМ ЭТО ОТКАЗ
Постичь реальность в свете дзэна - это, попросту говоря, пойти наперекор всем
традициям, как современным, так и древним, встречающимся на протяжении всей
истории человеческого мышления, и добраться до их источника или отправного
пункта. Это нечто более радикальное, чем даже революция Коперника. Дзэн
стремится во всем добраться до истоков и найти там начало нового пути. Как
видите, дзэн - это нечто совершенно противоположное тому что вы, может быть,
ожидали. Я надеюсь поэтому, что вы последуете моему совету и оставите весь свой
умственный багаж, так как на пути к дзэну он вас будет только обременять. Это
напоминает "Божественную комедию" Данте: "Мы должны расстаться со всеми своими
надеждами, желаниями и всякого рода стремлениями, когда мы входим в ворота ада".
Мы должны снять свой парадный мундир который мы носим с самого начала творения,
и предстать во всей своей наготе перед лицом истины, или дзэна.
Во время династии Сун жил один учитель дзэна. Однажды этот учитель появился на
трибуне с намерением прочесть проповедь своим ученикам. Проповедь эта началась
примерно так: "Вчера вечером я думал, что прочту сегодня утром хорошую
проповедь, но сейчас она совершенно вылетела у меня из головы. Как ни стараюсь,
никак не могу вспомнить". Он помолчал немного, а затем сказал: "Сейчас я
помолюсь и, может быть, вспомню". Затем последовала примерно такая молитва: "О
Господи, помилуй меня".
Вы можете заметить, что это христианская молитва и что странно слышать ее от
учителя дзэна. Я отвечу, что Богу, в отличие от нас, все равно, как к нему
обращаются. Когда он произнес эту молитву, память вернулась к нему и он сказал:
|
|