Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
Не считайте только все это какой-нибудь загадкой, придуманной нами специально 
для того, чтобы вы ломали себе голову. Здесь нет никакого спорта. Если вы не 
найдете ответа на подобного рода вопросы, тем хуже для вас. Вы чего хотите: 
быть 
вечно связанными вами же созданными законами мысли или быть совершенно 
свободными и достичь такого утверждения жизни, которое не знает ни начала ни 
конца? Медлить некогда. Примите этот факт или проходите мимо - другого выбора 
нет.

Методы обучения дзэну обычно состоят из предложенной вам дилеммы, которую вы 
должны "решить" особым образом, то есть не посредством простого ума и логики, а 

посредством высшего ума.

Когда Якусан изучал дзэн под руководством Сэкито, он спросил его однажды: "Что 
касается трех подразделений и двенадцати ветвей буддизма, то я неплохо 
разбираюсь в них, но я совершенно ничего не знаю о доктрине дзэн, которую 
проповедуют на Юге (дзэн, в отличие от других буддийских школ, возник в южных, 
провинциях Китая). Его последователи утверждают, что эта доктрина имеет дело 
непосредственно с духом и позволяет достичь совершенства Будды посредством 
проникновения в сокровенную внутреннюю природу. Если это так, то я тоже хочу 
достичь просветления. Как мне этого добиться?" Сэкито ответил: "Ни утверждение, 

ни отрицание не должны преобладать. То и другое не к месту. Так что бы ты в 
этом 
случае сказал?" Якусан долго думал, но так и не смог уловить значение этого 
вопроса. Тогда учитель направил его к Басе, рассчитывая на то, что, может быть, 

у него Якусан прозреет. С тем же самым вопросом Якусан обратился к новому 
учителю, который дал следующий ответ: "Иногда я заставляю человека поднимать 
брови или моргать, тогда как в другое время это совершенно излишне". Якусан 
мгновенно уловил смысл этого замечания, и когда Басе спросил: "Как тебе это 
удалось?" - он ответил: "Когда я был у Сякито, я походил на комара, кусающего 
железного быка".

Ну как, по-вашему это удовлетворительный ответ? До чего же странно звучит это 
так называемое утверждение. Рико, сановник времен династии Тан, спросил 
Нансэна: 
"Когда-то человек держал гусенка в бутыли. Он постепенно подрастал, и наконец 
ему уже больше было не выбраться из этой бутыли. Человек этот не хотел 
разбивать 
бутыль, но хотел спасти гуся. Как бы вы, будучи на его месте, это сделали?" 
Учитель громко сказал: "Послушайте". "Да, да, так вот же он", - незамедлительно 

ответил Рико. Вот так Нансэн освободил гуся. Ну, а что вы скажете о Рико, он 
достиг высшего утверждения?

А вот что сказал однажды Кегэн Тикан: "Вообразите, что кто-то забрался на 
дерево 
и повис, зацепившись за ветку зубами, опустив руки и не касаясь ничего ногами. 
Прохожий задает ему вопрос относительно основных принципов буддизма. Если он не 

ответит, то это будет расценено как грубое уклонение от ответа, а если 
попытается ответить, то разобьется насмерть. Как же ему выбраться из этого 
затруднительного положения?" Хотя это и басня, она все же не теряет своей 
жизненной остроты. Ведь на самом деле, если вы открываете рот, пытаясь 
утверждать или отрицать, то все потеряно. Дзэна тут уже больше нет. Но простое 
молчание также не является выходом из положения. Камень, лежащий на дороге, и 
цветок, растущий под окном, безмолвствуют, но ни один ни другой не понимают 
дзэн. Молчание каким-то образом должно слиться со словом. Это возможно только 
тогда, когда отрицание и утверждение объединяются в высшую форму утверждения. 
Достигнув этого, мы поймем дзэн.

Что же в таком случае представляет собою абсолютное утверждение?

Когда Хякудзе Экаю предстояло решить, кто станет его преемником, то есть главой 

монастыря Та-куэисян, он назвал двух самых способных учеников и, показав им 
кувшин, который обычно носит с собою буддийский монах, сказал: "Не называйте 
это 
кувшином, однако скажите мне, что это такое?" Первый ученик ответил: "Это 
нельзя 
назвать куском дерева". Настоятель не счел такой ответ вполне 
удовлетворительным. В свою очередь второй ученик вышел вперед, легким толчком 
опрокинул кувшин и, ничего не говоря, вышел из комнаты. Он и стал впоследствии 
учителем 1500 монахов, так как выбор пал на него. Позвольте задать вопрос: было 

ли то, что он продемонстрировал, абсолютным утверждением? Вы можете повторить 
все это, но не надейтесь, что вы этим непременно докажете, что понимаете дзэн.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-