|
реальности.
6. ДЗЭН КАК ВЫСШЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Сюдзан Сенсэн, обращаясь однажды к монахам, поднял вверх свой сиппэй (трость
длиною около полуметра, сделанная из куска расщепленного бамбука и стянутая
ротангом, произносится сип-пэй) и сказал: "Если вы называете это "сиппэй", вы
утверждаете. Если вы это не называете "сиппэй", вы отрицаете. Ну а как бы вы
это
назвали, не утверждая и не отрицая? Ну, отвечайте же быстрее". Один из учеников
подошел к учителю, взял у него трость, сломал ее пополам и воскликнул: "Что это
такое?!"
Для тех, кто привык иметь дело со всякого рода "высокими материями" и
абстракциями, это может показаться банальным. Какое значение может иметь для
них, ученых-философов, какой-то обыкновенный кусок бамбука? И какое дело им,
ученым, погруженным в глубокое размышление, до того, чем называют бамбуковую
трость и называют ли ее вообще как-нибудь, сломана она или брошена на пол? Но
для последователей дзэна все это имеет глубокое значение. Стоит нам только
действительно достичь того внутреннего состояния, которое испытывал тогда
Сюдзан, как для нас впервые откроется дверь, ведущая нас в царство дзэна.
Многие учителя, следуя примеру Сюдзана, требовали от своих учеников
удовлетворительного ответа в аналогичных обстоятельствах.
Если выразить эту идею абстрактно, что, вероятно, для большинства читателей
покажется более приемлемым, то это высшее утверждение, идущее за пределы
логической антитезы простого утверждения или отрицания. Обычно мы не решаемся
покинуть эти пределы просто потому, что считаем это невозможным. Логика сделала
нас в такой степени рабами, что мы беспрекословно подчиняемся ее законам. Наш
ум
с самого начала нашей сознательной жизни приучается нами к строжайшей
дисциплине
логического дуализма, бремя которой ему потом никак не сбросить.
Нам даже никогда в голову не приходило, что мы можем освободиться от тех цепей,
которыми мы сами себя сковали. Нам поистине нечего даже и мечтать о достижении
действительной свободы, пока мы не отделаемся от антитезы "да" и "нет". Наша
душа постоянно жаждет этой свободы. Мы слышим ее стоны, но забываем, что в
конце
концов все же возможно, хотя, может быть, и трудно, достичь высшей формы
утверждения, при которой между отрицанием и утверждением не существует
противоречий. Благодаря дзэну такого утверждения можно достичь даже посредством
бамбуковой трости учителя.
Само собой разумеется, что этой тростью может явиться любая из мириадов вещей,
существующих в этом мире конкретного. Эта трость воплощает в себе возможные
формы существования, а также все возможные формы внутреннего переживания. Когда
он нам знаком, этот дорогой кусок бамбука, мы понимаем все самым правильным
образом. Обладая ею, я обладаю всей Вселенной. Все, сказанное о ней, относится
в
равной мере ко всем остальным вещам. Когда достигается одно, то с ним приходит
и
все остальное. Как учит нас философия аватамсака (кэгон): "Единый заключает в
себе все, и все заключено в едином. Единый - все, и все - Единый. Единый
вездесущ, и все в Едином. Это относится ко всем предметам и ко всем существам".
Но не подумайте, ради бога, что в этом выражается пантеизм или теория
идентичности. Ведь когда вам показывают бамбуковую трость, то это просто трость,
а не Вселенная в миниатюре. Здесь нет ни "всего", ни "единого". Даже тогда,
когда мы заявляем: "Я вижу трость" или "Вот трость", мы упускаем самое главное.
Дзэна тут больше уже нет, как нет и философии аватамсака.
В одной из предыдущих глав я говорил об отсутствии логики в дзэне. Теперь
читателю станет ясно, почему дзэн отрицает всякую логику. Такое отрицание
логики
вовсе не является самоцелью дзэна. Дзэн просто хочет показать, что
последовательное логическое мышление не является чем-то конечным и что
|
|