|
довольствуемся тем, что и как нам объясняют, и считаем, что больше уже
спрашивать нечего. Но дело в том, что нет лучшего объяснения, чем реальный опыт
и что только опыт этот нам и необходим для того, чтобы самим стать буддой. Цель
буддизма - реально, в полной мере обладать этим опытом, который не нуждается в
каких-либо комментариях.
А вот другой пример тому, как в свете дзэна решается эта проблема.
Токусан заметил однажды: "Вопрос - это ошибка, но и не спрашивать также
неправильно". Это равносильно тому, что сказать: "Быть или не быть - вот в чем
вопрос". Для человеческого сознания, с самого момента его возникновения, вопрос
этот представляет собой и проклятие и благословение. Один монах из общины
подошел к Токусану и поклонился ему, что делал обычно каждый ученик, желая
обратиться к учителю с вопросом. Но не успел он даже совершить поклон, как
Токусан ударил его. Монах, естественно, ничего не понял и выразил свой протест:
"Учитель, я собирался совершить поклон. Почему ты меня ударил?" Учитель
немедленно ответил: "Если я буду ждать, пока ты откроешь рот, то будет уже
поздно". С так называемой "религиозной точки зрения" в том, о чем шла речь в
этом и предыдущем мондо, нет ничего такого, что могло бы походить на набожность,
веру, великодушие и любовь. Тогда в чем же заключается религиозность дзэн-
буддизма?
Я, однако, не буду обсуждать этот вопрос здесь. Хочу только заметить, что
буддизм, включая дзэн и все другие школы, имеет свои методы, при помощи которых
его последователи выражают свой духовный опыт сообразно своей психологии,
образу
мыслей и чувства.
Теперь возьмем следующие две строчки, определяющие дзэн: "Прямой контакт с
духовной сущностью человека" и "Постижение сокровенной природы человека и
достижение совершенства Будды". Что же такое "духовная сущность человека",
"сокровенная природа" и "Будда"?
"Духовная сущность человека" не есть его обычный ум или психическая
деятельность
- ум, который мыслит и чувствует согласно законам логики и психологии, которые
описывают нам ученые - профессора. Это нечто, лежащее за этими мыслями и
чувствами. Это читтаматра, о которой говорится в Ланкаватара-сутре. Эта
духовная
сущность, или ум, и составляет нашу "сокровенную природу", то есть реальность
(свабхава) или основу всех вещей. Этот ум можно сравнить с дном глубокого
колодца мыслящего и чувствующего субъекта, в который мы углубляемся, производя
психологические раскопки, а "сокровенную природу" - с объективным пределом,
дальше которого наши раскопки уже не могут идти.
Этот онтологический предел является и психологическим пределом и наоборот, так
как когда мы достигаем одного, то мы обнаруживаем себя и в другом. Различие
здесь в отправной точке. В одном случае мы углубляемся внутрь, а в другом
непрерывно движемся наружу и в конечном итоге, достигаем идентичности. Если мы
поняли, что такое ум, - мы поняли, что такое природа, так как это одно и то же.
Тот, кто постиг природу ума и постоянно живет в совершенной гармонии с природой,
и есть будда, или просветленный. Будда - это олицетворение природы.
Таким образом, мы можем сказать, что все эти три термина - природа, ум и будда
-
это различные отправные пункты. По мере изменения своего месторасположения мы
пользуемся то одним, то другим.
Идеал дзэна, выраженный в вышеупомянутых четырех строчках, состоит в том, чтобы
постичь реальность, не испытывая затруднений интеллектуального, морального,
ритуального и какого бы ни было другого плана.
Такое непосредственное постижение реальности представляет собой пробуждение
праджни, или трансцендентальной мудрости. Пробужденная праджня называется
праджняпарамитой (по-японски - ханнъя-хараммицу). Эта трансцендентальная
мудрость дает ответ на все вопросы духовной жизни. Из этого следует, что
мудрость - это не интеллект в обычном смысле слова. Она стоит выше всякого рода
диалектики. Это не аналитическое мышление, работа которого сугубо
последовательна. Это прыжок через бездну дуализма и противоречий. Поэтому
достижение парамиты образно называют "достижением другого берега".
|
|