|
достигается тогда, когда мы отрекаемся от всего: тела, жизни и всего того, что
принадлежит нашей внутренней природе.
Именно здесь мы обретаем мир, спокойствие, уравновешенность и невыразимую
радость. Все сутры и шастры - это не больше, чем попытка передать эту истину.
Все святые прошлого и настоящего делали все, что могли для этого, и не достигли
никакой другой цели, кроме как указали путь к ней. Мы как бы открываем дверь
сокровищницы. Когда она открыта, мы получаем доступ ко всему, что там есть. Все
драгоценности принадлежат теперь нам. А разве сокровищница нашей первозданной
природы поистине не велика? Все эти богатства ждут своего использования. Вот
что
имеется в виду под словами: "Однажды достигнутое вечно с вами, до скончания
времени". Однако в действительности ничего не достигнуто, но в то же самое
время
это "ничто" и есть истинное достижение".
3. ДЗЭН-БУДДИЗМ
Со времен Бодхидхармы, пришедшего в Китай с запада, то есть из Северной Индии,
подвергаясь спокойному и систематическому развитию в течение более двух
столетий, дзэн-буддизм прочно обосновался на земле конфуцианства и даосизма в
виде учения претендующего на:
особое откровение без посредства Св. Писаний;
независимость от слов и букв;
прямой контакт с духовной сущностью человека;
постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.
Точно неизвестно, кто и когда сформулировал эти четыре строчки, характеризующие
учение дзэн-буддизма. Дзэн начал по-настоящему овладевать умами китайцев
примерно во времена расцвета династии Тан. Исторически принято считать, что его
основу заложил сам Бодхидхарма, но признанию в этом учении великой духовной
силы
во времена правления Тан и следовавших за ней других династий оно обязано Эно и
его последователям. Они особо подчеркивали тот факт, что дзэн совершенно не
связан с какой-либо буквой, то есть интеллектуализмом, и что он обеспечивает
прямой контакт с духом, который и есть реальность.
Я предлагаю теперь проанализировать вышеприведенные четыре строчки и посмотреть,
что составляет основу этого учения.
"Особое откровение без посредства Св. Писаний" вовсе не говорит о существовании
эзотерического буддизма, известного под названием "дзэн". Эта фраза имеет тот
же
смысл, что и последующая, которая утверждает "независимость от слов и букв",
где
"буквы" или "Св. Писание" означают понятие и все связанное с ним. Дзэн
презирает
слова, понятия и доводы, основанные на них. Он считает, что уже с самого начала
нашей сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования. Мы
обычно производим на свет слишком много идей и слов, принимая их за
действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим
жизни без них. Мы считаем, что слова - это все, а опыт - ничто, или по крайней
мере что-то второстепенное и, рассуждая так, мы привыкли судить о жизни и
исчерпывать таким образом источники творческого воображения.
Дзэн, как и всякая истинная религия, стоит за непосредственное восприятие
реальности. Он предлагает напиться из источника жизни вместо того, чтобы
довольствоваться всякими слухами о нем. Последователь дзэна не может
успокоиться
до тех пор, пока он своими собственными руками не почерпнет живой воды
реальности, зная, что только она сможет удовлетворить жажду. Эта идея очень
хорошо выражена в Гандавьюха-сутре (ее китайский вариант известен под названием
|
|