|
дуалистический характер и, следовательно, неизбежно страдает поверхностностью.
Один критик считает дзэн "буддийским двойником" духовных упражнений св. Игнатия
Лойолы. Он проявляет большую склонность объяснить буддизм языком христианства,
и
это только один из множества примеров. Тот, кто ясно представляет, что такое
дзэн, сразу увидит неудачность такого сравнения. Даже не углубившись в детали,
видно, что практика дзэна не имеет ни малейшего сходства с теми упражнениями,
которые были предложены св. Игнатием, основателем Общества Иисуса. Размышления
и
молитвы св. Игнатия, с точки зрения дзэна, - это не больше, чем воздушные замки,
построенные его воображением для набожных людей, и в действительности они
походят на колонну из горшков, поочередно поставленных на голову. Тут нет
истинного духовного достижения. Однако можно сказать, что такие "духовные
упражнения" чем-то напоминают медитации хинаяна-буддизма, такие как "Пять
средств, успокаивающих ум", "Девять размышлений о порочности" или "Шесть или
девять предметов памяти".
Иногда дзэн называют даже "убийством ума". Это сравнение принадлежит Гриффису,
известному автору "Религии Японии". Я не знаю, что он имеет в виду под
"убийством ума". Может быть, то, что дзэн убивает всякую умственную
деятельность
за счет концентрации мысли на чем-то одном. Или это просто погружение в сон.
Рейшауэр в своей книге почти соглашается с Гриффисом, называя дзэн "мистическим
самоопьянением". Имеет ли он в виду опьянение так называемым "высшим я" или
"опьянение богом", о котором говорит Спиноза.
Хотя Рейшауэр и не раскрывает в должной мере значения слова "опьянение", он,
вероятно, имеет в виду, что дзэн уделяет слишком много внимания мысли о "высшем
я" или конечной реальности в мире конкретного.
Удивительно, до какой степени поверхностны и некритичны взгляды некоторых
критиков дзэна. В действительности же в дзэне нет даже такого понятия, как ум,
который нужно убивать. Поэтому ни о каком "убийстве ума" и речи быть не может.
Дзэн также не упоминает ни о каком "опьяняющем я", в котором можно было бы
найти
убежище.
Дзэн поистине неуловим в отношении его внешних аспектов. Если вы думаете, что
уловили его, то знайте, что это уже не дзэн. Издали он кажется легкодоступным,
но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще
больше. Поэтому до тех пор, пока вы не уделите несколько лет тщательным поискам
понимания его основных принципов, не надейтесь, что вам удастся уловить его
истинную суть.
Виктор Гюго говорит: "Чтобы подняться к Богу, нужно погрузиться внутрь", а по
словам Ричарда Сент-Виктора: "Если ты хочешь познать Божественные тайны, познай
тайны своего собственного духа".
Но когда эти глубокие тайны раскрываются, то всякое "я" исчезает. Куда же в
таком случае вам останется подниматься, если нет ни "духа", ни "бога", чьи
тайны
нужно постигать. Вы спросите, почему? Да потому, что дзэн - это бездонная
пропасть. Дзэн утверждает (хотя и не совсем обычным образом), что "в
действительности ничего не существует во всех трех мирах: так где же вы хотите
видеть ум или дух (синь)? По своей природе четыре элементарные стихии не
содержат ничего, кроме пустоты, где же тогда убежище Будды - посмотрите же.
Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и все, чего вы еще
хотите? Разве этого не достаточно?".
Минутное колебание - и дзэн может быть безвозвратно потерян. И как бы ни
старались все Будды прошлого, настоящего и будущего помочь вам снова ухватиться
за него, он будет уже на недосягаемом расстоянии. "Убийство ума",
"самоопьянение" - смешно, не правда ли. Дзэну, поистине, некогда беспокоиться
по
поводу такого рода "критических" замечаний. Критики могут сказать, что дзэн
приводит ум в гипнотическое состояние и делает его бессознательным и что таким,
мол, образом излюбленная буддийская доктрина пустоты (шуньята) воплощается в
жизнь. Суть этой доктрины, по их мнению, состоит в том, что субъект не осознает
ни объективного мира, ни самого себя, растворяясь в беспредельной пустоте.
Такое
|
|