|
когда он произносил эти слова, я бы несомненно убил его одним ударом и швырнул
бы труп в пасть голодной собаке". Что могли бы подумать скептики о таких
безумных нападках на духовного вождя? Однако один из учителей дзэна,
последователь Уммона, говорит: "В действительности это показывает, как Уммон
желает служить миру, жертвуя всем, что он имеет: телом и умом. Какую огромную
благодарность, должно быть, чувствовал он в ответ на любовь Будды".
Не следует также путать дзэн с той формой медитации, которую практикуют
последователи "Новой мысли" или "Христианской науки", а также с медитацией
индийских саньясинов или каких-либо других буддистов. Дхьяна в обычном
понимании
не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над
религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит
лишь случайный характер: сущность дзэна совсем не в этом. Его цель -
посредством
проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим
собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души
является основной целью дзэн-буддизма. Поэтому дзэн - это нечто большее, чем
медитация или дхьяна в обычном смысле этого слова. Практика дзэна имеет целью
открыть око души - и узреть основу жизни.
Для медитации человеку необходимо сосредоточить на чем-то мысль, например, на
божественном единстве, безраздельной божественной любви или непостоянстве вещей.
Но это - как раз то, чего дзэн желает избежать. Нет ничего другого, на чем бы
дзэн так сильно настаивал, как на достижении свободы, то есть свободы от всех
неестественных помех и условностей. Медитация - это состояние, вызываемое
искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют
птицы
поднебесные? О чем размышляют морские твари? - Они летают, они плавают. Разве
этого не достаточно? У кого есть желание размышлять над единством бога и
человека? Или над ничтожностью этой жизни? Кто желает быть связанным по рукам и
ногам средь бела дня всякого рода медитациями, вроде медитаций над милостью
божественного существа или вечностью огня ада?
Мы можем сказать, что христианство монотеистично, а веданта пантеистична, но
ничего подобного нельзя сказать о дзэне. Дзэн ни монотеистичен, ни пантеистичен.
Дзэн отрицает подобного рода подразделение. В связи с этим в дзэне нет объекта,
на котором можно было бы сосредоточить мысль. Дзэн - это облако, кочующее в
небе. Его ничто не удерживает и не останавливает, оно движется туда, куда
захочет. Никакие медитации не удержат дзэн на одном месте. Медитация - это не
дзэн. Ни пантеизм, ни монотеизм не могут дать дзэну объекта для медитации. Если
бы дзэн был монотеистичен, то его последователи, вероятно, размышляли бы над
единственной вещью, в которой все различия и контрасты, содержащиеся во
всепроникающем божественном свете, совершенно исчезают. Если бы он был
пантеистичен, то в его свете каждый даже самый невзрачный цветок в поле должен
бы был отражать божественное великолепие. Но вот что говорит дзэн: "После того,
как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?" дзэн
ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и
целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной
свободе духа. Поэтому дзэн не предлагает нам сосредоточивать свои мысли на идее
того, что собака - это Бог, что Бог скрывается даже за тремя фунтами хлопка.
Если дзэн сделает это, то он примкнет к определенной философской системе, и
тогда это будет уже не дзэн. В дзэне достаточно чувствовать, что огонь горячий,
а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся огню. Как говорит Фауст,
"чувство превыше всего". Все наши теории далеки от реальности. Но слово
"чувство" здесь следует понимать в самом глубоком смысле, то есть чувство в его
чистейшей форме. Даже если мы вообще назовем это чувством, то это будет уже не
дзэн. Дзэн выше всяких понятий. Поэтому его трудно уловить.
В связи с этим, какую бы медитацию дзэн ни предлагал, вещи следует воспринимать
такими, каковы они есть, то есть снег - белым, а ворону - черной.
Когда мы говорили о медитации, в большинстве случаев мы имели в виду
абстрактное
мышление, то есть концентрацию на обобщенном понятии, которое, естественно, не
всегда непосредственно связано с конкретной жизнью. Дзэн допускает восприятие и
чувство, но не абстракцию и медитацию. Дзэн проникает вглубь и в конце концов
теряется в погружении, а медитация, наоборот, носит ярко выраженный
|
|