|
трупов
лежит на гладкой, ровной земле, а также, что они настоящие, что они прошли
сквозь колючие заросли?" В наше время многие люди стали жертвой заблуждения и
считают, что дзэн достигает своей кульминации, когда все функции тела и ума
прекращаются и имеет место сосредоточение, распространяющееся на одно мгновение
настоящего, в котором преобладает состояние "вечности в одном мгновении" -
состояние, в котором все существо замирает, подобно пламени лампады в старой
придорожной гробнице; это состояние холодной отчужденности". "К глубокому
сожалению, они не могут понять, что такое состояние сосредоточенности, как бы
желательно оно ни было, становится - когда человек привязывается к нему -
препятствием к достижению истинного внутреннего просветления или проявления
сверхчувственного состояния". Дайэ говорит в письме к Синье Донину, одному из
учеников-монахов: "Существуют две ошибки, которые сейчас распространены среди
последователей дзэна, как любителей, так и профессионалов. Одна состоит в том,
что человек думает, что в словах скрыты удивительные вещи. Те, кто
придерживается этого мнения, пытаются выучить как можно больше слов и изречений.
Вторая представляет собой другую крайность, когда человек забывает, что слова
являются пальцем, указующим на луну. Слепо следуя предписаниям сутр, в которых
сказано, что слова мешают правильному пониманию истины дзэна и буддизма, они
отвергают все словесное и просто сидят с закрытыми глазами и кислыми
физиономиями, как покойники. Они называют это спокойное сидение "внутренним
созерцанием" и "безмолвным размышлением". Не удовлетворяясь своими собственными
аскетическими упражнениями, они пытаются навязать другим свои неверные
представления о дзэне. Таким невежественным и глупым последователям они обычно
говорят: "Один день безмолвного размышления заменяет один день прогрессивной
борьбы". Очень жаль. Они вовсе не сознают того, что их ожидает призрачная жизнь.
Только тогда, когда будет покончено с этими ошибочными воззрениями, откроется
действительная возможность реального продвижения на пути овладения дзэном. В
сутре сказано, что, с одной стороны, человек не должен привязываться ко всему
искусственному и нереальному в форме слов и языка, которыми пользуются люди для
выражения своих переживаний, а с другой стороны - он не должен принимать
противоположной точки зрения, отвергающей без разбора все слова, и забывать,
что
они содержат истину: нужно только их правильно понимать. Нужно помнить, что
слово и его значение - это не одно и то же, а также часто и разное: между ними
существует тесная взаимосвязь, так что одно немыслимо без другого".
Можно привести массу других отрывков, взятых из высказываний, которые выражают
аналогичную точку зрения. Из этого мы можем вывести заключение, что если бы
дзэн
был предоставлен самому себе, он бы, несомненно, выродился и превратился в
практику "спокойного сидения" и "безмолвного созерцания" или в простое
запоминание множества высказываний и диалогов учителей дзэна. Чтобы спасти
положение и предусмотреть дальнейшее здоровое развитие дзэна, учителя дзэна не
могли найти средства лучшего, чем нововведение в форме упражнения коан.
Что такое коан?
Согласно одному авторитетному источнику, коан означает "некий общеизвестный
документ, представляющий собой эталон суждения", посредством которого
проверяется правильность понимания дзэна. Коан, как правило, представляет собой
какое-нибудь утверждение, сделанное древним учителем дзэна, или какой-нибудь
ответ, данный им вопрошающему. Вот некоторые из коанов, которые обычно
предлагаются непосвященным:
1. Один монах спросил Тосана: "Кто такой Будда?" - "Три циня хлопка".
2. Уммона однажды спросили: "Когда в разуме человека нет ни одной мысли, есть
ли
здесь какая-либо ошибка?" - "Такая же большая, как гора Сумэру".
3. Дзесю ответил "му" (ву) на вопрос одного монаха - "Собака обладает природой
Будды?" "My" буквально означает "нет" или "никакой", но когда это слово дается
в
качестве коана, оно не имеет никакой связи с буквальным значением: это "му",
простое и чистое.
4. Когда монах Ме-дзедза догнал убежавшего Эно, он захотел, чтобы последний
раскрыл ему тайну дзэна. Эно ответил: "Каков твой первозданный образ, который
ты
имел еще до рождения?"
5. Один монах спросил Дзесю: "Что означает приход Первого патриарха в Китай?" -
|
|