Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
язык подходит великолепно. Краткость и энергичность являются специфическими 
качествами этого языка, так как каждый слог представляет собой слово и зачастую 

целое предложение, нередко нескольких существительных без глаголов и 
соединительных слов достаточно для выражения сложной мысли. Таким образом, 
китайский язык изобилует эпиграммами и содержательными афоризмами. Слова 
неуклюжие и разрозненные: они походят на множество кусков камня, ничем не 
сцементированных друг с другом. Они не производят впечатления органического 
целого. Каждое звено в цепи существует отдельно, независимо. Но когда каждый 
слог произносится, он производит непреодолимое воздействие. Китайский язык 
особенно подходит для выражения мистических переживаний. Поскольку сжатость и 
непосредственность являются неотделимым качеством дзэна, в его литературе очень 

много идиоматических и разговорных выражений. Китайцы являются приверженцами 
классического формализма. Китайские ученые и философы умели выражать свои мысли 

только в изысканном и безупречном стиле. Вследствие этого большая часть 
дошедшей 
до нас древней китайской литературы носит такой классический характер. Ее 
популярные и разговорные формы почти не передавались последующим поколениям. 
Все, что мы имеем в этом отношении, - это литература периода династий Тан и Сун,
 
а также труды учителей дзэна. Чем иным, как не иронией судьбы, является тот 
факт, что те, кто так презирал использование букв для передачи истины, стали 
носителями и пропагандистами древних популярных идиом и выражений, которые 
отвергались классиками как недостойные и вульгарные. Однако причина ясна: Будда 

проповедовал на местном диалекте. То же самое делал и Иисус Христос. Тексты на 
греческом, санскрите и даже языке пали представляют собой поздние модификации, 
появлявшиеся тогда, когда вера начала увядать, что позволило утвердиться 
схоластике. Вследствие этого живая речь превратилась в умственную систему и 
должна была быть переведена на неестественно изощренный - и потому напыщенный - 

язык формализма. Дзэн сознательно выступил против такого сорта очищения и 
выбрал 
язык, близкий сердцу народа. В Китае на протяжении всей истории развитие 
буддизма, несомненно, явилось следствием создания учреждения, известного под 
названием медитационного зала, или дзэндо.




2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ КОАН И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


Коан имеет целью искусственное или систематическое развитие в последователях 
дзэна того, что древние учителя открывали в себе непосредственно. Он также 
позволяет передать опыт дзэна большому количеству умов, на что, в отсутствие 
этой системы, учитель дзэна не мог бы и надеяться. Таким образом, коан 
стремится 
к популяризации дззна и в то же самое время сделался средством сохранения опыта 

дзэна во всей его подлинности. "Аристократический" дзэн превратился в 
"демократический", систематизированный и до некоторой степени механизированный 
дзэн. Несомненно, это также означало бы его искажение, но без этого 
нововведения 
дзэн, вероятно, уже давно умер бы. По-моему, именно система упражнений коан 
спасла дзэн - это уникальное наследие - дальневосточной культуры. Чтобы немного 

лучше понять те обстоятельства, которые обусловили возникновение системы коан, 
позвольте мне привести слова одного из двух учителей XI столетия. Они 
свидетельствуют о том, что в то время было, по крайней мере, две тенденции, 
разрушающие дзэн. Одна представляла собой доктрину и практическую школу 
"абсолютного спокойствия", а другая - привычку умствовать, которая давила дзэн 
со всех сторон. "Абсолютное спокойствие", с идеей которого учителя дзэна 
неустанно боролись с самого начала истории дзэна, по ошибке принималась за 
сущность дзэна. Эта тенденция почему-то неизбежно преследовала практическую 
школу дзэна. Что касается умственного понимания дзэна, то не только 
неспециалисты, но также некоторые приверженцы дзэна постоянно увлекались им 
вопреки опыту дзэна. Нет сомнения в том, что здесь скрывается злейший враг 
дзэна. Если с ним не покончить, то он, несомненно, будет снова и снова 
поднимать 
голову, особенно тогда, когда дзэн выказывает признаки упадка. Синдзе Кокумон 
говорит в одной из своих проповедей: "Что касается дзэна, то первостепенное 
значение в нем имеет личный опыт".

Все, что не основано на нем, находится вне его. Поэтому изучение дзэна должно 
непосредственно вытекать из самой жизни, а сатори должно быть глубоким. Если 
что-либо остается неисчерпанным, то это значит, что вы еще не совсем ограждены 
от мира злых духов. "Разве не говорил один древний учитель, что множество 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-