|
могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный
характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзэн не имеет дела с
какими-либо "священными писаниями" или догматами, а также не содержит в себе
никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. В таком
случае, если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не
учит. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их
создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот
факт, сам по себе, не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких
специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской
системы. Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения
содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна, не больше, чем
макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только
смахнуть пыль с интеллекта, но не больше. Не думайте, однако, что дзэн - это
нигилизм. Всякий нигилизм - это самоуничтожение, не имеющее конца. Негативизм
разумен, как метод, но высшая истина - это утверждение. Когда говорят, что дзэн
не имеет никакой философии, что он отрицает всякий авторитет, что он
отбрасывает
всю так называемую "священную литературу", не следует забывать, что в самом
этом
отрицании уже содержится нечто совершенно положительное и бесконечно
утверждающее. Дальше, по мере изложения предмета, это станет яснее.
Является ли дзэн религией?
Это не религия в популярном понимании, так как в дзэне нет бога, которому можно
было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли
обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в дзэне нет также такого
понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний,
и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех
этих догматических и религиозных затруднений.
Набожный читатель может быть потрясен, услышав, что в дзэне нет Бога, но это не
значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с
утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже
включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об
утверждении. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и
найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн не отрицает Бога,
не
утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому
привыкли еврейские и христианские умы. Дзэн в равной мере не является ни
религией, ни философией.
Что касается тех различных изображений и статуй Будд, бодхисаттв, дзэна и
других
существ, которые можно встретить в храме дзэна, - это не больше, чем куски
дерева, камня или металла. Я их могу сравнить с прекрасными цветами в своем
саду. Я могу выбрать, например, камелии в полном цвету и поклоняться им, если
захочу, - дзэн вполне допускает это. В таком поклонении нисколько не меньше
религии, чем в поклонении статуям различных буддийских богов, а также в ритуале
омовений святой водой или символического вкушения плоти и крови Христа. Все эти
церемонии считаются большинством так называемых "религиозных людей" чем-то
похвальным и священным, но в свете дзэн - это условности. Дзэн берет на себя
смелость заявить: безупречные йоги не погружаются в нирвану, а нарушающие обет
монахи не попадают в ад. Для обыкновенного ума это стоит в противоречии с
общепринятыми законами морали, но здесь также заключается истина и жизнь в
дзэне. Дзэн - это дух человека. Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и
его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается,
вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных
условностей. Его религия, однако, налицо. Тот, кто поистине религиозен, с
удивлением обнаружит, что, в конце концов, в варварских утверждениях дзэна
содержится так много религии. Но сказать, что дзэн - это религия в том смысле,
как ее понимают христиане или магометане, будет ошибкой. Для большей ясности я
процитирую следующее:
Говорят, что когда Шакьямуни родился, он подняв одну руку к небу, а другой
указывая на землю, произнес: "Над небом и под небом я единственный достоин
почитания". Уммон Бун-эн, основоположник уммонской школы дзэна, комментирует
это
высказывание следующими словами: "Если бы я находился с ним рядом в тот момент,
|
|