Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
так как везде он встретит подобный отказ. Если он вообще хочет изучать дзэн, 
ему 
не следует отчаиваться, слыша такие отговорки. Упорный неофит садится после 
этого на крыльцо. Оперев голову о ящик, который он носит перед собой, он сидит 
на крыльце под палящими лучами солнца и продолжает оставаться в той же позе, 
даже не шевелится. Когда наступает время обедать, он просит, чтобы его впустили 

и накормили. Это ему предоставляется, потому что ни один буддийский монастырь 
не 
откажет путешественнику-монаху в пище и крове. Однако после обеда он снова идет 

на крыльцо и продолжает там сидеть. На него не обращают никакого внимания до 
вечера, когда он просится переночевать. Эта его просьба также удовлетворяется. 
Он снимает свои дорожные сандалии, моет ноги, и его отводят в комнату, 
специально предназначенную для посторонних. Но зачастую там не оказывается 
никакой кровати, так как монаху дзэн-буддисту полагается провести ночь в 
глубоком размышлении. Всю ночь он сидит не разгибая спины, очевидно, размышляя 
над каким-нибудь коаном. На следующее утро он снова идет, как и в предыдущий 
день, на крыльцо и принимает ту же самую позу, что свидетельствует о его 
сильном 
желании быть принятым. Это может продолжаться три, пять и даже семь дней. 
Терпение и смирение новичка подвергаются таким образом испытанию, пока его в 
конце концов не примет начальство, которое, по всей вероятности, видя его 
искренние намерения и упорство, постарается найти для него место. Эта процедура 

начинает сейчас приобретать некоторый формальный оттенок, но в старые времена, 
когда еще не было твердо установленных правил приема, неофитам приходилось 
трудно, так как их иногда просто-напросто силой выгоняли из монастыря. Читая 
биографии древних учителей, мы видим, что с ними порой обходились еще 
безжалостней. Зал для медитации подчинен правилам армейской строгости и 
точности 
с целью выработки таких положительных качеств, как смирение, послушание, 
простота и честность у монахов, которые всегда склонны без разбора следовать 
великим примерам древних учителей или в грубой форме осуществлять на практике 
высокие доктрины философии шуньяты в том виде, как они излагаются в 
махаянистской литературе класса Праджняпарамита. Частично с их суровой жизнью 
вы 
уже познакомились выше.




VI


В монашеской жизни существует период, который полностью предназначается для 
умственной дисциплины и не прерывается физическим трудом, за исключением самого 

необходимого. Он известен как "великий сэссин" (цзянь синь; на каком 
историческом этапе развития дзэн-до появился этот сэссин, неизвестно. В 
"Правилах" Хякудзе о нем не упоминается. Скорее всего он возник не в Китае, а в 

Японии во времена Хакуина. Поскольку существует период, называемый обычно 
"домашним" сезоном, монахи прекращают путешествовать и практикуют сэссин, а 
также усердно изучают дзэн, но в течение недели, специально отведенной для 
этого, изучение носит особенно упорный характер) и длится неделю каждый месяц 
во 
время сезонов, называемых "летним домашним периодом" и "зимним домашним 
периодом". Летний домашний период начинается в апреле и заканчивается в августе,
 
а зимний домашний период начинается в октябре и заканчивается в феврале. 
"Сэссин" означает "собирание или сосредоточение ума". Пока длится этот период, 
монахи не покидают дзэндо, встают раньше обычного и ложатся спать позже. В это 
время каждый день им читают своего рода лекции. Используются учебные пособия, 
самыми популярными из которых являются "Хэкиган-сю" и "Ринзай-року", 
считающиеся 
самыми глубокими книгами школы Ринзая. "Ринзай-року" - это собрание проповедей 
и 
высказываний основоположника дзэн-буддийской секты Ринзая. "Хэкиган-сю", как 
уже 
раньше упоминалось, есть собрание сотни примеров из дзэн-буддийской практики с 
критическими аннотациями и стихотворными комментариями. Само собой разумеется, 
для этой цели также используется множество других книг. Для обыкновенного 
читателя такие книги, как правило, совершенно непонятны. После целого ряда 
лекций он также остается в неведении, понимая, что еще не достиг глубокого 
понимания истин дзэна.

Лекция - это торжественное событие. О ее начале оповещает удар в колокол. Когда 

учитель появляется в зале, происходит то, что известно как "тэйсе" (ти-чан). 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-