Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
других местах сжигают, а здесь вас всех заживо похоронят".

О случае, который произошел с Исаном и Кедзаном, когда они собирали чайные 
листья, уже упоминалось в одной из предыдущих глав. В истории дзэна 
действительно была масса таких случаев, как эти, и все они показывают, как 
учителя пытаются извлечь из каждой жизненной ситуации урок для своих учеников. 
События повседневной жизни, внешне тривиальные, в трактовке учителей 
приобретают 
глубокий смысл. Во всяком случае, эти мондо самым красочным образом 
иллюстрируют 
общую тенденцию монастырской жизни в старые времена, когда дух трудолюбия и 
служения так полно и гармонично сочетался с высокими идеями, отражающими 
духовные глубины.




V


Таким образом, монахи, всесторонне развивая свои способности, не получают 
никакого книжного, то есть формального, образования, которое, как правило, 
осуществляется посредством абстрактного метода обучения: их дисциплина и знание 

носят практический и эффективный характер. Основной принцип жизни в дзэндо это 
"учение в работе". Они презирают так называемое "мягкое" обучение, которое 
походит на легкую пищу поправляющегося больного. Когда львица производит на 
свет 
своих детенышей, то, как многие говорят, через три дня она бросает их в 
глубокую 
пропасть и смотрит, сумеют ли они взобраться обратно к ней. Те, что не 
выдерживают этого испытания, считаются недостойными ее рода. Нечто подобное 
имеет в виду учитель дзэна, который обращается с монахами внешне весьма грубо. 
У 
монахов нет ни хорошей одежды, ни достаточного количества пищи, которой бы они 
могли насладиться, нет времени выспаться, и, кроме всего прочего, они должны 
много работать - и физически, и духовно. Внешняя нищета и внутренние идеалы, 
при 
условии гармоничной и безукоризненной работы, приводят, в конечном итоге, к 
выработке прекрасных характеров, способных к высоким достижениям в дзэне, а 
также в делах повседневной жизни. Эта уникальная система обучения, которая до 
сих пор применяется в каждом дзэндо, не очень хорошо известна светскому 
обществу 
в нашей стране. Кроме того, беспощадный бич современного коммерческого 
предпринимательства не оставляет незатронутым ни одного уголка. Скоро может 
настать время, когда уединенный остров дзэна окажется погребенным, как и все 
остальное, в пучине волн грубого материализма. Сами монахи уже перестают 
понимать великие идеи древних и современных учителей. Хотя некоторые стороны 
обучения в монастырях и могут быть пересмотрены, их высоко религиозное и 
благоговейное чувство должно сохраниться во имя сохранения жизни дзэна.

Теоретически философия дзэна идет за пределы всякого умозрительного понимания и 

не связана с законами антитезы. Но сказать так означает поставить дзэн на очень 

скользкую почву, идя по которой многие рискуют упасть.

Падение иногда приводит к ужасным результатам. Подобно некоторым средневековым 
мистикам, ученики дзэна могут превратиться в распущенных людей, теряющих 
контроль над собой. История является свидетелем этому, а психология может легко 

объяснить процесс такой дегенерации. Поэтому один учитель дзэна говорит: "Пусть 

идеал человека поднимется выше короны Вайрасканы (высшего божества), а жизнь 
его 
пусть будет преисполнена унижения настолько, чтоб он повергнут был ниц перед 
младенцем". Другими словами: "Если кто-нибудь желает быть первым, он должен 
быть 
последним, а слугой всех". Поэтому жизнь в монастыре подчинена строгим правилам,
 
каждое из которых должно безоговорочно соблюдаться в соответствии с упомянутыми 

выше идеалами. Униженность, нищета и внутренняя святость - это те идеалы дзэна, 

которые спасают его от падения до уровня средневекового антиномианизма. Таким 
образом, мы видим, какую большую роль играет дисциплина дзэндо в учении дзэн и 
в 
его практическом применении в нашей повседневной жизни.

Когда Танка остановился в Эриндзи, в столице было так холодно, что он взял одну 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-