Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
грома", произведенного молнией двух противоположных электрических зарядов. Эта 
тишина присутствует во всем восточном. Тех, кто принимает ее за разложение и 
смерть, остается только пожалеть, так как в этой вечной тишине заключен вулкан 
активности, который низвергается в них... Вот, что я имею в виду, когда говорю 
о 
мистицизме восточной культуры. Можно с полной уверенностью сказать, что 
распространение такого рода мистицизма в основном явилось следствием влияния 
дзэна. Поскольку буддизму было суждено развиться на Дальнем Востоке, с целью 
удовлетворения духовных чаяний народа, то он неизбежно должен был перерасти в 
дзэн. Индийцам также присущ мистицизм, но их мистицизм слишком отвлечен, 
слишком 
созерцателен и слишком сложен, и, кроме того, он, кажется, не имеет 
действительной, живой связи с практическим миром частностей, в котором мы живем.
 
Дальневосточный мистицизм, наоборот, отличается прямотой, практичностью и 
удивительной простотой. Он не мог стать не чем иным, как дзэном. Все буддийские 

секты в Китае, а также и в Японии, безошибочно указывают на свое индийское 
происхождение, так как их метафизическая сложность, пространные трактаты, 
абстрактность идей, их проникновение в исток всего и разностороннее толкование 
вещей, относящихся к жизни, носят явно выраженный индийский характер, а не 
китайский или японский.

Всякий, кто знаком с дальневосточным буддизмом, сразу увидит это. Примером тому 

могут служить чрезвычайно сложные ритуалы секты сингон, а также ее тщательно 
разработанная система "мандала", посредством которой ее последователи пытаются 
объяснить строение Вселенной. Никакой китайский или японский ум никогда бы не 
изобрел такой сложной философской системы, не подвергнувшись влиянию индийской 
мысли. Другим примером являются в высшей степени отвлеченные философские 
системы 
садхъямика, тэндай (тянь-тай) или кэгон (хун-ян, аватамаска). Их абстрактность 
и 
проникновенная острота логики поистине удивительны. Все это ясно указывает на 
то, что все эти дальневосточные буддийские секты в основе своей импортированы.

И когда, после обзора основных направлений буддизма, мы приходим к дзэну, мы 
вынуждены признать, что его простота и непосредственность, его прагматическая 
тенденция и тесная связь с повседневной жизнью резко отличаются от всех других 
буддийских сект. Основные идеи дзэна, несомненно, те же, что и в буддизме, и 
нельзя не признать, что они всего-навсего лишь получили свое естественное 
дальнейшее развитие, но это развитие имело целью удовлетворить потребности 
народа Дальнего Востока, психологии которого присущи свои особые черты.

Дух буддизма в этом случае спустился со своих метафизических высот, чтобы стать 

практической наукой жизни. Дзэн является результатом этого. Поэтому, я осмелюсь 

сказать, что дзэн - это систематизация или, скорее, кристаллизация всей 
философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии.




2. ЧТО ТАКОЕ ДЗЭН?


Прежде чем приступить к более детальному изложению учения дзэн, которое 
последует далее, позвольте мне ответить на некоторые вопросы, касающиеся 
истинной природы дзэна, которые часто задают критики.

Является ли дзэн, как и большинство буддийских учений, философской системой, 
которая носит высокий интеллектуальный и глубокий метафизический характер?

Во вступлении было сказано, что в дзэне мы находим всю философию Востока в 
кристаллизованном виде, но из этого не следует, однако, что дзэн является 
философской системой в обычном смысле слова. Дзэн решительно не является 
системой, основанной на логическом анализе. Скорее он является антиподом логики,
 
под которой я имею в виду дуалистический образ мышления. Дзэн не лишен, конечно,
 
умственного элемента, то есть дзэн - это ум в целом, и в нем мы находим много 
вещей; но ум этот не представляет собой нечто составное, разделяющееся на 
множество качеств и не оставляющее за собой ничего после такого разделения.

Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает 
никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. 
В 
этом отношении дзэн, если можно так выразиться, произволен. Последователи дзэна 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-