|
мысли их не будут по-настоящему сосредоточены на таинственном и непостижимом
пути будд и отцов, они могут все-таки не обратить внимания на закон моральной
причинности и кончить явным отступлением от истинной религии. Все, подобные им,
принадлежат к семье злых духов, и какие бы глубокие корни ни пустило мое
генеалогическое дерево, их все равно нельзя будет назвать моими потомками.
Пусть, однако, найдется хотя бы один человек, живущий в пустыне, в хижине из
охапки соломы, питающийся корнями диких растений, сваренными в кастрюле с
обломанными ручками, который вкладывает всю душу в изучение своей собственной
(духовной) природы, он как раз тот, кто каждый день общается со мной и знает,
как нужно ценить жизнь. Кто же может презирать такого человека? О монахи,
трудитесь усердно, трудитесь усердно!" (В тех монастырях, которые тем или иным
способом связаны с автором этого назидания, эти слова произносят, или скорее
поют, перед началом лекции или "тэйсе".)
В Индии буддийские монахи никогда не принимают пищу после полудня. Они едят
нормально только раз в день, поскольку их завтрак, с точки зрения англичанина
или американца, вовсе не может называться завтраком. Таким образом, дзэн-
буддийские монахи также в общем не должны принимать какой-либо пищи вечером. Но
нельзя игнорировать климатических условий Китая и Японии, и в связи с этим они
принимают некоторое количество пищи вечером - но для успокоения совести она
называется "медицинской пищей" (юэ-ши). "Завтрак, который подают очень рано
утром, когда еще темно, состоит из жидкой каши и маринованных овощей (пукэ-
моно). Основная еда - в 10 часов утра. Это рис (или рис с ячменем), овощной суп,
маринованные овощи. Днем, в 4 часа, они едят только то, что останется от обеда
-
специально ничего не готовится. Если их не приглашают куда-либо в дома щедрых
покровителей, их еда ограничивается описанной выше, и так из года в год. Их
девиз - нищета и простота.
Однако не следует считать аскетизм жизненным идеалом дзэна. Что касается его
высшей цели, то она не связана ни с аскетизмом, ни с какой-либо другой
этической
системой. Если создается впечатление, что дзэн проповедует доктрину
самообуздания или отречения, то оно весьма поверхностно и обусловлено тем, что
дзэн как школа буддизма в той или иной мере наследует некоторые уродливые формы
индусской дисциплины.
Однако главный смысл монашеской жизни - не изнурять себя, а максимально
использовать то, что нам дано. Это согласуется также с общим духом буддизма. По
правде говоря, интеллект, воображение и другие качества ума, наряду с
окружающими нас физическими объектами, даны нам для усовершенствования и
накопления высших сил, которыми мы обладаем как духовные сущности, а не для
простого удовлетворения наших личных прихотей и желаний, которые обязательно
приходят в конфликт с интересами и правами других людей и ограничивают их. Вот
такие идеи скрываются за простотой и бедностью монашеской жизни.
III
Поскольку в обыденном этикете монахов есть нечто, свойственное дзэну, здесь
будет дано описание некоторых его особенностей.
Когда наступает время, отведенное принятию пищи, звучит гонг, и монахи выходят
по очереди из зала для медитации и направляются со своей собственной посудой в
столовую. Там их ожидают пустые низкие столики. Когда руководитель позвонит в
колокольчик, все садятся. Расставляются тарелки, которые, между прочим, сделаны
из дерева или бумаги и хорошо отполированы. Набор состоит из четырех или пяти
тарелок, одна в другой. Пока расставляются тарелки и монахи-официанты разносят
суп и рис, читается Праджняпарамита-хридая-сутра (следует отметить, что после
чтения Хридая-сутры произносятся следующие имена будд и других учителей: 1).
Вайраскана-будда в своем безупречном существе закона; 2). Вайраскана-будда в
своем совершенном существе блаженства; 3). Шакьямуни-будда в своих бесчисленных
проявлениях существа преобразования; 4). Майтрея-будда, который должен явиться
в
будущем; 5). Все будды прошлого, настоящего и будущего в десяти частях света;
6). Великий Бодхисаттва Манджушри; 7). Великий идеал нравственности Бодхисаттва
Шаманабхадра; 8). Великий сострадательный Бодхисаттва Авалокитешвара; 9). Все
почтенные Бодхисаттвы Махасаттвы; 10). Махапраджаняпарамита), после чего
следуют
|
|