|
Собранные здесь статьи первоначально были написаны для "Нового Востока",
который
выходил на японском языке во время войны 1914 года под редакцией Робертсона
Скотта. Издатель предложил опубликовать их в виде книги, но мне не хотелось
этого делать в тот момент. Позднее они легли в основу первой серии моих
"Дзэнских опытов" (1927), которые поэтому естественно более или менее покрывают
ту же самую область.
Недавно я пришел к мысли, что в конце концов старые статьи могут быть
переизданы
в виде книги. Причина в том, что мои "дзэнские опыты" слишком трудны для тех,
кто хочет иметь лишь первое, приближенное представление о дзэне. В таком случае,
почему бы то, что может рассматриваться как вводная работа, не приветствовалось
бы моими зарубежными друзьями? Имея это в виду, я прошелся по всей рукописи и
исправил все замеченные неточности как в отношении стиля, так и использованного
материала. Пересмотр взглядов потребовал бы переделки всего текста, но в
настоящее время я хочу лишь выразить некоторые моменты, оставив остальное в
неприкосновенности. Поскольку в них нет ничего неверного, они могут остаться в
том виде, в каком были написаны.
Если книга послужит некоторым введением в дзэн-буддизм и подтолкнет читателя к
изучению других моих работ, цель будет достигнута. Она не претендует на научное
освещение предмета. Вместе с этим "Введением" рекомендуется использовать
сопутствующую книгу "Руководство по дзэн-буддизму".
Часть I. ОБЗОР.
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
В процессе своего развития буддизм вылился в форму, которая так сильно
отличается от первоначальной, или "примитивной", что мы имеем право подчеркнуть
его историческое разделение на две школы: хинаяна ("малый путь спасения") и
махаяна ("великий путь спасения"). Фактически махаяна во всем своем
разнообразии
форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму буддизма и
восходит в оригинале к своему индийскому основателю, великому Будде Шакьямуни.
Когда эта видоизмененная форма буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то
она получила в этих странах свое дальнейшее развитие. Этим успехом она,
несомненно, обязана китайским и японским жрецам, которые знали, как применить
принципы своей веры к вечно изменяющимся условиям жизни и религиозным
потребностям народа. Такое усовершенствование и приспособление еще больше
углубили существующую пропасть между махаяной и хинаяной. Точнее следует
сказать, что основные идеи махаяны изложены в буддийской литературе класса
"Праджняпарамита". Самая ранняя литература этого класса появилась, вероятно, не
позднее, чем через 300 лет после смерти Будды. Зародыши этих идей, несомненно,
обнаруживаются и в литературе так называемого "примитивного" буддизма, однако
их
развитие, то есть сознательное постижение наиболее существенного в учении Будды,
не могло бы быть успешным, если бы его последователи не воплотили этого учения
в
жизнь и не сообразовали бы его с ее изменяющимися условиями. Таким образом,
индийские буддисты, обогащенные опытом и достигшие зрелости в размышлении,
создали махаяну, в отличие от примитивной, или первоначальной, формы буддизма.
В
Индии известны две школы махаяны: мадхьямика Нагарджуны и видхняптиматра, или
йогачара, Асанги и Васубандху. В Китае возникло больше направлений: тэн-дай
(тянь-тай), кэгон (хун-ян), дзодо (цзин-ту), дзэн (чань) и т.д. В Японии, кроме
этого, у нас есть: хоккэ, сингон, син, дзи и т.д. Все эти школы или секты
принадлежат к ветви буддизма, называемой махаяна, и являются более примитивной
формой буддизма. Можно сказать, что в настоящее время махаяна уже не
обнаруживает (с первого взгляда, по крайней мере) черт, наиболее характерных
|
|