Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Дайсэцу Тайтаро Судзуки - Основы дзэн-буддизма
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-
 
Именно это имеет значение - не добрые намерения, умные имитации или, тем более, 

интеллектуальная акробатика. Так, в наметках, в больших или меньших фрагментах 
появляется перед психотерапевтом человек, освободивший себя от поспешных и 
близоруких доктринерских взглядов. Если он раб своего квази-биологического 
кредо, он всегда будет пытаться свести наблюдаемое к банальностям и привести к 
рационалистическому знаменателю, достаточному лишь тому, кто наполнен иллюзиями.
 
Первая из всех иллюзий, однако, есть та, что что-то может быть достаточно кому-
то. Эта иллюзия находится позади всего, что невыносимо, и впереди прогрессов, и 

это одна из наиболее трудных для преодоления вещей. Если психотерапевт находит 
время для размышления или если случайно он увидит вдруг свои собственные 
иллюзии, он может понять, как противоречат жизни все рационалистические 
редукции, когда они сталкиваются с чем-то новым. Если он следует этому, он 
вскоре получает идею о том, что означает "распахнуть двери", в которые каждый 
был бы рад проскочить.

Ни при каких обстоятельствах я не подразумевал, что я даю какие-либо 
рекомендации или советы. Но поскольку западный человек начинает говорить о 
дзэне, я считаю своим долгом показать, где лежит наш вход на эту длиннейшую из 
дорог, которая ведет к сатори, и какими трудностями усыпан этот путь, который 
был пройден лишь немногими из наших величайших людей - подобно маякам на горе, 
сверкающим из туманного будущего. Было бы нездоровой ошибкой предполагать, что 
сатори или самадхи можно встретить где-либо ниже этих вершин. Для тотального 
опыта нет ничего дешевле или меньше, чем целое. Психологическое значение этого 
может быть понято при простом рассмотрении того факта, что сознание - лишь 
часть 
духовного и потому никогда не способно на духовную полноту. Для этого требуется 

неопределенная экспансия бессознательного. Последнее, однако, никогда не может 
быть схвачено ни умелыми формулами, ни изощренными научными догмами, так как 
здесь есть нечто от Судьбы, да это иногда и сама Судьба, как слишком ясно 
показывают Фауст и Заратустра.

Достижение полноты призывает к использованию всего, меньшее ничего не сделает; 
следовательно, здесь не может быть легких условий, никаких подмен и 
компромиссов. Ввиду того, что Фауст и Заратустра, несмотря на высшую оценку, 
являются только пограничной линией того, что понятно европейцу, едва ли можно 
ожидать, что культурная публика, которая едва лишь услышала о туманном мире 
души, окажется способной сформулировать какую-либо концепцию духовного 
состояния 
человека, который погрузился в сложности процесса индивидуализации, - этим 
термином я обозначаю "становление целым". Люди тянут вперед словарь патологии, 
они утешают себя "невротической" и "психологической" терминологией, шепчут о 
загадке творчества - но что может создать человек, не являющийся поэтом? 
Последнее напоминание вызвано в современном мире немногими людьми, называющими 
себя для собственного удовлетворения артистами. Как будто искусство совершенно 
не имеет дела со способностями! Если вам нечего создавать, возможно, вы 
создаете 
себя. Дзэн показывает, как много "становление целым" значит для Востока. 
Переполненный загадками дзэн, возможно, и укрепит позвоночник трусливого 
европейца или даст ему очки, благодаря которым он из своей "унылой норы в 
стене" 
сможет насладиться, по крайней мере, проблесками мира духовного опыта, который 
до сих пор был скрыт от него в тумане (христианства). Это само по себе уже 
неплохо для тех запуганных, которые будут эффективно защищены от дальнейшего 
разрушения так же, как и от всего значительного, полезной идеей самовнушения. Я 

должен, однако, предупредить внимательного и симпатизирующего читателя, чтобы 
он 
не недооценивал духовную глубину Востока или же не предполагал какую-либо 
дешевость в дзэне. (Дзэн - это не прошлое, но наиболее серьезная задача его; 
"Эссе..." I, 16.)

Усердное обучение в этом случае - меньшая опасность, так как в дзэне, к счастью,
 
нет этих восхитительных необычных слов, как в индийских культах. Дзэн также не 
играет с усложненной техникой хатха-йоги (если ты ищешь Буддости, ты никогда не 

достигнешь правды (истины; "Эссе..." I, 222), посеявшей в европейцах фальшивую 
надежду на то, что духовность может быть достигнута сидением и дыханием. 
Напротив, дзэн требует интеллигентности и силы воли, как все великие вещи, 
желающие стать реальными.




ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 266
 <<-