|
лелеяли
надежды купить процветание в этой жизни и спасение в следующей благодаря
обильным жертвоприношениям. И эти нравственные и безнравственные черты восходят,
очевидно, к протоиндоиранскому периоду, то есть ко времени пастушеского
каменного века, но последние наверняка усилились с наступлением бронзового века,
когда возможности для обогащения и приобретения власти возросли.
Глава
II
Зороастр и его
учение
Введение
Пророк Заратуштра, сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по
Гатам – семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были
добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием
поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены
к богу. Они имеют древнюю поэтическую форму, которая прослеживается (благодаря
скандинавским параллелям) до индоевропейской эпохи. Гаты можно связывать с
традицией мантиков-гадателей. Ее культивировали жрецы провидцы, которые
пытались выразить в возвышенных словах свое восприятие божества. Она отличается
утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия может быть
полностью понята только обученным человеком, а поскольку Зороастр верил, что
бог поручил ему донести откровение до всего человечества, то он должен был
проповедовать простыми словами для обычных людей. Изречения его передавались
последователями из поколения в поколение и были, в конце концов, записаны лишь
при Сасанидах, правителях третьей Иранской империи. Тогда говорили уже на
среднеперсидском языке, так называемом пехлеви. Сочинения на пехлеви содержат
бесценные пояснения для понимания удивительных по неясности Гат.
Много ценных материалов сохранилось также и в Младшей Авесте. Язык, на котором
говорил Зороастр, известен только по Гатам и нескольким другим древним текстам.
Такая лингвистическая изолированность увеличивает трудности толкования гимнов,
поскольку они полны слов, не встречающихся больше нигде. Из остальных частей
Авесты до нас дошли литургические тексты, отражающие разные этапы развития
одного и того же языка (хотя и не совсем одного и того же диалекта). Для
последователей Зороастра во всех этих писаниях заключались различные части
откровения, полученного пророком, и все они соответствующим образом почитались.
Хотя западные ученые и определяют все тексты, составленные после Гат, совокупно
как Младшую Авесту, среди них есть весьма древние фрагменты. В особенности это
замечание справедливо по отношению к некоторым яштам – гимнам, посвященным
отдельным божествам.
Призвание
Зороастра
Даты жизни Зороастра нельзя точно установить, так как он жил в то время,
которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок языку
Ригведы, создание которой относится к периоду от 1700 г. до н.э. И в Гатах, мы
Ригведе мы находим представления о мире, относящиеся к древности, к обществу
каменного века. Может, следует сделать поправку на консерватизм языкового стиля,
а возможно, «народ Авесты» (как называют, за неимением лучшего, племя, из
которого происходил сам Зороастр) был бедным и изолированным от остального мира
и не столь интенсивно подвергался влиянию перемен бронзового века. Можно, таким
образом, осмелиться лишь предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг.
до н.э.
Зороастр упоминает о себе в Гатах как о заотаре, то есть полностью правомочном
священнослужителе. Он – единственный основатель религии, который был
одновременно и священнослужителем, и пророком. В Младшей Авесте он именуется
общим словом для священнослужителя – атаурван. Он сам называет себя также
мантран–«сочинителем мантр». Мантра – вдохновенное экстатическое изречение,
заклинание (санскритское мантра). Обучение священству начиналось у индоиранцев
рано, видимо в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали
письма. В основном оно состояло в изучении обрядов и положений веры, а также в
овладении
|
|