|
тв на дне глубоких колодцев,
покрытых земляными курганами[9 - В современной археологии различаются «ямные»
культуры и «курганные захоронения». (Примеч. В.Г. Луконина.)]. Простолюдинов,
вероятно, опускали в обычные земляные могилы, от которых никаких следов не
осталось.
По-видимому, незадолго до того, как индоарийцы и иранцы отделились друг от
друга, у них возникли новые представления о загробной жизни. Они заключались в
том, что по крайней мере некоторые из них, а именно вожди, воины и жрецы,
которые служат богам, могут избежать устрашающей участи вечного безрадостного
существования на том свете, а души некоторых людей после смерти могут взлететь
и присоединиться к богам в светлом раю, где они познают всевозможные
удовольствия. С возникновением этих представлений «Переход-разлучитель» стал
мыслиться в виде моста, один конец которого покоится на вершине горы Хары, а
другой ведет ввысь, на небо. Лишь достойные, может быть, благодаря тому, что
совершили много жертвоприношений богам, могут пройти по этому мосту. Души
других, пытаясь перебраться по мосту, упадут вниз, в подземное царство мертвых.
Среди тех, души которых считались обреченными на такой конец, были, видимо, все
низкие по своему положению люди – пастухи, женщины и дети. Души, которые
достигали рая, естественно, больше не нуждались в приношениях, совершаемых
потомками, но то традиции, а также, несомненно, из-за неясности относительно
загробной судьбы каждого человека приношения благоговейно совершались по всем
умершим.
Вместе с надеждой, что существует вероятность достичь рая, развивалась вера в
восстановление тела. Очевидно, невозможно было помышлять о том, чтобы только
душа могла испытывать небесные радости. Судя по свидетельствам индийской
традиции, считалось, что в течение первого года после смерти кости тленного
тела восстанут и, одевшись бессмертной плотью, соединятся с душой на небе.
Возможно, именно из-за этого представления индоарийцы постепенно сменили свой
похоронный обряд кремацией, в которой тленная плоть быстро уничтожалась. После
кремации кости тщательно собирали и захоранивали в ожидании воскрешения. Однако
иранцы, как кажется, слишком почитали огонь, чтобы использовать его для
уничтожения оскверняющего вещества. Поэтому, может, уже в языческие времена
среди них вместо сжигания был принят обычай выставления тел, известный позднее
у зороастрийцев. Обычай заключался в том, что труп оставляли в каком-либо
пустынном месте, где стервятники и питающиеся падалью звери быстро сжирали его.
Солнечные лучи становились путем, по которому душа поднималась на небо, а
разлагающаяся плоть быстро исчезала. После этого кости собирали и хоронили так
же, как и в обрядах индоарийцев.
Изучение языческих иранских верований о загробной жизни осложняется наличием
еще одного обозначения, кроме урван, для души усопшего, а именно
*фраварти(авестийское фраваши). Этимология этого слова (так же как и слова
урван) сомнительна. Возможно, оно происходит от того же корня вар; что и
хам-варэти –«доблесть», и обозначало .первоначально душу усопшего героя, то
есть того, кто больше всего может помочь своим потомкам и защитить их. Если это
так, то тогда у древних иранцев должен был существовать такой же культ героев,
как и у древних греков. Фраваши представлялись чем-то вроде валькирий –женскими
существами, крылатыми, населяющими воздух. Если они были довольны
жертвоприношениями, они быстро слетались на помощь людям. Они старались
обеспечить каждый год дождями свои семьи, следили за тем, чтобы в их семействах
рождались дети, а во время войны невидимо сражались рядом со своими потомками.
С древнейших времен, вероятно, существовало сходство между особым культом
фраваши и поклонением душе, и оно способствовало тому, что верования о них
несколько смешались и стали неясными. Развитие представлений о загробной жизни
в раю увеличило смешение еще больше. Казалось бы, именно могущественные фраваши
мыслились живущими высоко на небе вместе с богами, но в действительности в этой
связи чаще всего упоминается душа-урван.
Возможно, вековая вера во фраваши как в вездесущих помощников и защитников и
препятствовала тому, чтобы их мыслили живущими вдалеке. Может, трудно было
также связывать этих крылатых духов с идеей воскрешения тела. Как бы то ни было,
но уже в языческие времена представления о могучих фраваши и беспомощной
душе-урван в большой мере слились. В авестийском гимне к фраваши (Яшт 13),
содержащем древние части, они изображаются возвращающимися к своим домам в
праздник Хамаспатмаэдайа в поисках приношений мяса и одеяний. Но в других
стихах этого же гимна к фраваши взывают как к божественным по своей мощи духам.
В зороастрийских текстах богослужения отождествление фраваши и души-урван
иногда бывает полным, как это выражено в следующих словах: «Мы поклоняемся
душам (урван) умерших, которые являются фраваши праведных». Все-таки различие
между этими двумя душами сохраняется до наших дней и без сформулированного
обоснования, и заключается оно в том, что с молитвой обращаются к фраваши, но
для души-урван.
Заключение
Языческая религия иранцев, кажется, заключалась не только в обрядах и обычаях.
Вера в богов содержала некоторые замечательные черты, которые были связаны с
представлениями об истине-аша и божествах-ахурах. Эти черты восходили к
традиционным верованиям, согласно которым надежды на счастливую загробную жизнь
могли иметь лишь воины-мужчины. Кроме того, в старой вере к благородным
элементам примешивались и некоторые безнравственные представления. Например, те,
кто почитал Индру и других связанных с ним воинственных божеств,
|
|