Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
ись эти подставки для огня. Поскольку в Пасаргадах нет здания, 
которое было бы определено как храм, то они, вероятно, устанавливались внутри 
дворцов и считались личными «огнями очага» Великого царя, а потому и нуждались 
в возвышении в знак его могущества, для достойного совершения ежедневных 
зороастрийских молитв.

В дополнение к этому вещественному свидетельству религиозных убеждений Кира 
греческие авторы упоминают, что он назвал одну из своих дочерей Атосса 
(передача иранского имени Хутаоса), а этим именем зван жену царя Виштаспы, 
покровителя Зороастра. Кир поступал, скорее всего, как верный почитатель Мазды, 
так как он стремился править своей новой обширной державой справедливо, в 
соответствии с истиной-аша. Однако он не пытался навязать иранскую веру своим 
иноземным подданным – и это действительно было бы совершенно бесполезно, имея в 
виду многочисленность подвластных народов и древность их религий. Он поощрялих 
жить правильно и праведно, в соответствии с их собственными убеждениями.

Среди многих неарийцев, которые испытали на себе его подобающую 
государственному деятелю доброту, были иудеи, которым он разрешил вернуться из 
вавилонского изгнания и восстановить храм в Иерусалиме. Это один из многих 
известных великодушных поступков Кира, но он сыграл особую роль в религиозной 
истории человечества. После этого события иудеи стали с симпатией относиться к 
персам, а это сделало их более восприимчивыми к влиянию зороастризма. Кир 
прославлялся «вторым Исаией» (безымянным пророком периода изгнания) как мессия, 
то есть как тот, кто действует от имени Яхве и по его повелению. «Вот, Отрок 
Мой, которого я держу за руку» (что представляется собственными словами Яхве)… 
«[Кир] возвестит народам суд… Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не 
утвердит суда» (Исаия 42, 1, 4).

Тот же пророк впервые в иудейской литературе воспевает Яхве в качестве 
Создателя так, как Ахура-Мазда был воспет Зороастром: «Я Господь (Яхве), 
который сотворил все… Я создал землю и сотворил на ней человека… Кропите, 
небеса, свыше, и облака да проливают правду… Я, Господь, творю это» (Исаия 44, 
24; 45, 8, 12). Сходство с зороастрийскими учениями и писаниями здесь настолько 
разительно, что эти стихи считаются первыми свидетельствами того сильного 
влияния, которое зороастризм оказал на иудаизм в период после вавилонского 
изгнания.

Кир умер, сражаясь против своих соплеменников-иранцев – массагетов – 
полукочевников, угрожавших границам его державы на северо-востоке. Тело Кира 
было набальзамировано, привезено в Пасаргады и положено в гробницу, которая до 
сих пор стоит там посреди равнины. Тот факт, что его тело не было оставлено на 
открытом воздухе в соответствии с принятым похоронным обрядом, на первый взгляд 
кажется противоречащим принадлежности царя зороастрийской вере. Однако не 
только Ахемениды, но и их преемники – Аршакиды и Сасаниды придерживались обряда 
бальзамирования трупов царей и оставляли их в скальных или каменных склепах. 
Предписаний для такого похоронного обряда нет ни в Авесте, ни в литературе на 
пехлеви, напротив, о гробах для мертвых там всегда говорится с безусловным 
осуждением. Поэтому можно только предположить, что отказ Ахеменидов от обычая 
выставлять трупы явился прецедентом для царей, которые стали с тех пор 
рассматривать себя как неподвластных этому частному религиозному закону. Может 
быть, сохранение тел царей оказалось связанным с представлениями о царственной 
благодати-хварэна, обитающей в гробнице царя ко благу его преемников и всех 
людей вообще. Имеются отрывочные данные об особом культе царственных мертвецов, 
а обычай бальзамирования тел, воспринятый западными иранцами, очевидно, от тех 
народов, среди которых они поселились, распространился к их степным 
соплеменникам-язычникам, где он хорошо известен по курганным погребениям 
скифских вождей.

Тем не менее, гробница Кира свидетельствует о том, с какой тщательностью 
зороастрийские цари готовили свои склепы так, чтобы в них набальзамированные 
тела, хотя и не подверженные гниению, но нечистые из-за смерти, не 
соприкасались бы с благими творениями. Камера гробницы установлена на 
постаменте из шести каменных плит, которые высоко поднимают ее над благой 
землей. Она сделана из камня и состоит из одного помещения, окруженного 
толстыми стенами, без окон, с низким и узким входом, и покрыта двойной каменной 
крышей. Над входом вырезано изображение солнца – символа бессмертия в 
лучезарном раю. Камбиз, преемник Кира, установил, наряду с ежедневным 
жертвоприношением овец, ежемесячное приношение у гроба отца в честь его души в 
жертву коня как животного, посвященного солнцу (Арриан VI, 29, 7), Эти 
жертвоприношения совершались в течение двухсот лет, пока Александр Македонский 
не завоевал Персию, и гробница была взломана и разграблена. Один из тех, кто 
вошел в гробницу, рассказывал, что в ней было «золотое ложе, стол с чашами, 
золотой гроб и многочисленные одеяния и украшения с драгоценными камнями» 
(Страбон XV, 3, 7).





Камбиз

Камбиз продолжил начатое его отцом дело – расширение Персидской империи. Он 
добавил к ее уже обширным владениям Нижний Египет. Тому, что сообщают о Камбизе 
греки – наш основной источник по истории Ахеменидов, – мало можно доверять. 
Чтоже касается его приверженности зороастризму, то Камбиз был первым известным 
человеком, который осуществил хваэтвадата, то есть брак 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-