|
то
время, когда это произошло, великая мечта Зороастра о мировой религии уже была
в значительной степени утрачена, зороастризм стал считаться религией,
свойственной лишь иранским народам. Это было обусловлено целым рядом причин.
В источниках не сохранилось никаких сведений о судьбе прежних обитателей
Восточного Ирана во времена великих переселений, но, очевидно, те, которые не
были уничтожены, оказались поглощенными своими завоевателями. В любом случае
миссионеры зороастризма обнаружили, что легче всего распространять новую веру
среди собратьев-иранцев и из-за отсутствия неодолимого языкового барьера, и
из-за наличия общего религиозного наследия, облегчающего принятие новой веры.
Эти соображения усиливались также еще и присущей иранцам национальной гордостью,
которая у них, как у завоевателей, только увеличилась. Для иранцев все
неиранцы, или анарйа (на пехлеви анер), были такими же презираемыми созданиями,
как и варвары для греков. Неиранцам поэтому позволялось следовать той вере,
какой они хотели, если, конечно, она миролюбива. Когда многочисленные иранские
народы постепенно приняли учение Зороастра, они стали смотреть на него как на
часть своего национального наследия, которое соответственно нужно бережно
хранить, а не как на всемирное откровение о спасении всего человечества.
Глава
V
Под властью
Ахеменидов
Мидяне, персы и
Зороастр
В древности горы, пустыни были труднопреодолимой преградой между Восточным и
Западным Ираном. Кроме того, иранские народы, поселившиеся в Западном Иране
(мидяне и персы), вторглись, вероятно, в страну отдельно от других иранцев
через горные перевалы к западу от Каспийского моря. Они и стали первыми
иранцами, упоминаемыми в письменных исторических источниках, – начиная с IX в.
до н.э. названия этих иранских племен неоднократно встречаются в ассирийских
источниках в описаниях военных походов на Иранское нагорье. По сообщению
Геродота (Геродот I, 101), мидяне, осевшие на северо-западе Иранского нагорья,
делились на шесть племен, одно из которых составляли маги – по-гречески магой
(более известной стала форма латинского множественного числа – маги,
единственное число магус – от древнеиранского магу). По-видимому, это племя
было жреческим, из него происходили священнослужители не только у мидян, но и у
персов.
Маги, тесно связанные между собой, вероятно, упорно сопротивлялись
распространению зороастризма на западе. Кроме того, поселившись на своей новой
родине вдоль восточных склонов Загроса, мидяне н персы, порой как соседи, порой
как подданные, в течение столетий поддерживали связи с древними городскими
цивилизациями – с Ассирией и Урарту на севере, с Эламом и Вавилоном на юге – и
многому у них учились. Поэтому они могли смотреть свысока на своих
собратьев-иранцев на востоке и, общаясь с ними, не торопились принимать
религиозное откровение, происходящее оттуда.
Мидяне еще более возгордились, когда в союзе с Вавилоном сокрушили Ассирийскую
державу в 614–612 гг. до н.э. После этого они захватили северные владения
ассирийцев, включая часть Малой Азии, и подчинили себе персов, которые примерно
в то же время завоевали, наконец, царство Аншан на юго-западе Ирана. Эта
область позднее стала известна как Парс (Фарс), или по-гречески Персида. Мидяне
распространили свою власть также на восточных иранцев, среди которых к тому
времени уже утвердился зороастризм. Мидийская держава процветала около
шестидесяти лет. Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди
западных иранцев. Усилия жрецов-миссионеров получили, наверное, поддержку
восточноиранских князей, живших в качестве заложников при мидийском дворе, а
также и восточноиранских княжен, которых мидийские цари брали в жены из
политических соображений. С течением времени Para, самый восточный из мидийских
городов, стал считаться у зороастрийцев священным.
В 549 г. до н.э. персы под предводительством Кира Великого из рода Ахеменидов,
зятя правившего мидийского царя[23 - Победу Кира над Мидией обычно относят к
550 (или 550– 549) г. до н.э. Кир был, видимо, не зятем, а внуком последнего
мидийского царя Астиага. Согласно большинству сообщающих об этом античных
авторов (в том числе Геродоту), отец Кира Камбис был женат на дочери Астиага.
Лишь по версии Ктесия, считающейся современными исследов
|
|