|
-видимому, еще в авестийское время) их бросали на оголенном
горном склоне или же в пустынном, каменистом месте. Для верующих было важно,
чтобы мертвое тело, выброшенное на пожирание птицам и зверям, не соприкасалось
с благой землей, с водой или растениями. После того как кости очищались на
ветру и под лучами солнца, их собирали и захоранивали в землю, где они должны
были дожидаться Дня Суда. Такой похоронный обряд, возможно, имел своей
первоначальной целью, как уже было сказано, быстрое уничтожение оскверняющей
плоти и освобождение души, чтобы она могла подняться к небу.
Сохранилось древнее представление о том, что душа умершего задерживается на
земле еще на три дня после смерти и только на рассвете четвертого дня, влекомая
лучами восходящего солнца, она поднимается вверх, чтобы предстать пред Митрой у
моста Чинват. Зороастр, настаивавший на ответственности каждого человека за
судьбу своей души в загробной жизни, вероятно, сократил количество традиционных
обрядов и церемонии по усопшим душам. Даже если он так и сделал, все равно
привычка к старым обычаям и чувство почтения к предкам привели к возрождению
древних похоронных ритуалов. Прошения о помиловании умерших с многочисленными
молитвами и приношениями вошли в обиход зороастрийцев.
Ритуально нечистым считалось также любое кровотечение, ведь оно нарушало
идеальное состояние. Это причиняло большие затруднения женщинам, делая их
ритуально нечистыми во время месячных, требуя удаления и запрещения несчастным
заниматься своей обычной работой. Такой, несомненно, древний обычай широко
известен и у других народов мира, но зороастрийские жрецы ужесточили запреты,
которые, в конце концов, стали весьма суровыми. Хотя законы очищения были
жестокими, женщины стоически их выполняли, считая неизбежными в борьбе с силами
зла.
Таким образом, избежать ритуальной нечистоты женщине было невозможно и очень
трудно мужчине. Существовали разные обряды, помогающие восстановить чистоту,
поскольку очищение для зороастрийцев – нравственный долг. Обряды очищения
включали в себя омовение с головы до ног. Простейшие из них могли быть
совершены мирянами в их собственных домах. Более тщательное очищение,
необходимое после серьезного осквернения, совершали жрецы с произнесением
священных изречений. Самый действенный из обрядов состоял из последовательного
тройного очищения коровьей мочой, песком и, наконец, водой, причем этому
очищению оскверненный подвергается, переходя через девять ям. Позднее
зороастрийцы ямы заменили камнями, возможно для того, чтобы уменьшить риск
загрязнения самой земли. Затем для очищающихся следовали девять дней и ночей
уединения с дальнейшими омовениями и молитвами, чтобы очищение проникало и в
тело, и в душу. Этот очистительный обряд назывался «очищение девяти ночей»
(барашноми-ношаба). Способ, которым он должен производиться, подробно описан в
Видевдате (глава 9).
Служители и
культ
Сложные обряды очищения совершались жрецами, и они сами чаще всего им
подвергались, ведь, чтобы призывать божества и молиться, необходимо самому быть
абсолютно чистым. Так же как и их языческие предшественники, зороастрийские
жрецы получали специальную профессиональную подготовку. Миряне полагались на
жрецов при совершении обрядов посвящения, а также свадебных и похоронных, при
праздновании различных семейных и общественных торжеств. Жрецам доверялось и
совершение ежедневных богослужений. В свою очередь, они полностью зависели от
мирян в отношении своего содержания, жили тем, что получали за каждую
совершенную церемонию. Тесные связи, обычно наследственные, существовали между
семьями мирян и священнослужителей, между богатыми и среди бедного люда. Браки
мирян с семьями жрецов допускались. Так, сам Зороастр взял себе в жены Хвови,
дочь Фрашаостры; возможно, священническое призвание передавалось только по
мужской линии, как это принято и сейчас.
Вероятно, так же как и во времена язычества, обряды совершались обычно в доме
жреца или же того человека, который просил об этом. Ранний зороастризм не
нуждался ни в священных зданиях, ни в постоянных алтарях и не оставил никаких
следов археологам. Семь главных празднеств отмечали, возможно, или на открытом
воздухе, или же в доме главы местной общины – в зависимости от времени года.
Один из видов общественного богослужения, почти наверняка унаследованный со
времен язычества, совершался группой верующих, которые собирались вместе в
определенное время года и поднимались высоко и юры, чтобы принести там
жертвоприношения божествам. Этот обычай полностью соответствует духу
зороастризма – богослужение посвящалось Амэша-Спэнта в сотворенном ими храме,
то есть храме природы. Такой обряд сохранился у зороастрийцев Ирана до наших
дней.
Заключение
Проследить распространение зороастризма из Восточного Ирана на запад невозможно.
Очевидно, авестийский язык рассматривался повсеместно как священный язык веры.
До сих пор и индивидуальные молитвы, и общественные богослужения произносятся
на нем. Когда и каким образом религия достигла Западного Ирана, где впервые
упоминается в исторических источниках, остается неизвестным. Кажется, в
|
|