Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
окинул землю (Яшт 17, 19), но вновь вернулся, чтобы 
прельщать пророка обещаниями даровать ему власть на земле и требовать отречения 
от веры в Ахура-Мазду, но напрасно (Видевдат 19, 6).




Законы 
очищения

В тот период происходили изменения не только в религиозных верованиях, но и в 
исполнении обрядов. Перемены коснулись, прежде всего, по-видимому, законов 
ритуального очищения. Эти законы являются характерной особенностью зороастризма 
и глубоко укоренились в дуалистическом учении пророка, в его понимании связи 
духовного с материальным.

Зороастр считал, что если служение Ахура-Мазде и шести Амэша-Спэнта 
способствует духовному спасению, то забота о семи творениях поможет достичь 
Фрашо-кэрэти физически. Семь творений созданы совершенными, а грязь и болезни, 
ржавчина, муть, плесень, зловоние, увядание, гниение – все, что портит их, – 
дело рук Ангра-Маинйу и его воинств. Предотвращение или уменьшение дурных 
воздействий способствует защите благих творений и ослаблению нападающих на них 
сил зла. В этом положении заключается одна из сильных сторон зороастризма, 
потому что оно вовлекает каждого члена общества в борьбу с силами мирового зла 
путем исполнения обычных обязанностей, так что никто не выглядит в своих 
стараниях бесполезным или эгоистичным.

Некоторые из законов очищения восходят, очевидно, еще к индоиранской эпохе, 
потому что они аналогичны и у зороастрийцев, и у брахманов. Это относится и к 
использованию мочи коровы в качестве средства очищения. Древние законы очищения 
обрели силу, соединившись с новым учением. Как глава всех семи творений, 
человек обязан, прежде всего, содержать безупречно чистым себя и внутренне, и 
внешне. Обладая способностью мыслить и действовать, он должен тем более 
ревностно заботиться о чистоте остальных шести творений. Некоторые из основных 
предписаний зороастризма, такие, как сохранять землю плодородной и 
незагрязненной, выращивать растения и деревья, ухаживать за животными – 
рекомендуются теперь всему человечеству. Пищу необходимо готовить тщательно, 
соблюдая абсолютную чистоту, а есть ее нужно почти благоговейно, ведь все 
употребляемое в пищу относится к тем или иным благам творениям.

Особые правила, составляющие своеобразие зороастрийской веры, касаются воды и 
огня. Большинство людей, не задумываясь, используют волу для мытья, но 
зороастриец, прежде всего, заботится о чистоте самой воды, так как это святое 
творение, покровительствуемое Хаурватат («Целостностью»). Поэтому ничто 
нечистое не должно соприкасаться непосредственно с природным источником воды – 
озером, ручьем или колодцем. Если нужно вымыть что-то ритуально загрязненное, 
воду следует специально для этой цели набрать, но и тогда ее нельзя 
использовать непосредственно. Сначала нечистый предмет должен быть очищен 
коровьей мочой и осушен песком или на солнце, и лишь после этого его можно 
помыть водой для окончательного очищения.

Точно так же обращались и с огнем – сжигать на нем мусор для зороастрийцев 
немыслимо. В огонь необходимо подкладывать чистые, сухие дрова, совершать 
ритуальные возлияния и с особой предосторожностью ставить горшки для варки пищи.
 От мусора приходилось избавляться иным образом. Сухой и чистый мусор, например,
 битые горшки, кости, побелевшие на солнце, можно закопать, потому что это не 
причиняет вреда благой земле. Все прочее, по принятым обычаям, собирали в 
небольшое помещение, имеющее в крыше отверстие вроде трубы, и периодически 
уничтожали кислотой. Нечистоты выносили на поля. Вообще в древности общество 
производило меньше отходов, чем в настоящее время.

Что касается нечистого, то в широком смысле им считалось все, что происходит от 
демонов-даэва или же связано с их влиянием. Все существа, вредные или 
неприятные для человека, начиная от хищников и кончая скорпионом, осой или 
уродливой жабой, являлись частью антитворения Ангра-Маинйу, а потому нечистыми. 
Такие существа обозначались словом храфстра, и их следовало убивать, так как 
это ослабляло мир зла. Уничтожать живые существа не было грехом, но сама по 
себе смерть считалась дэвовской[22 - Дэвовский –от дэв – «демон», более поздняя 
форма авестийского слова даэва на пехлеви. Все в мире, по зороастрийским 
понятиям, делится на доброе – ахуровское и плохое – дэвовское.] и 
отвратительной. Так, мертвое храфстра было еще более скверным, чем живое, и ни 
один правоверный зороастриец не притронулся бы к этой мерзости добровольно 
рукой. Величайшая же скверна, как доказывали жрецы, заключалась в мертвых телах 
праведных людей, потому что для подавления добра – нужна концентрация злых сил, 
и они продолжали собираться вокруг трупа после смерти. С момента смерти с 
мертвецом обращались как с чем-то в высшей степени заразным. К нему 
приближались лишь профессиональные могильщики и носильщики трупов, которые 
знали необходимые меры предосторожности. Если это было возможно, то похоронный 
обряд совершался в день смерти, и тело несли сразу же на место трупоположения.

Начиная со времен средневековья трупы оставляли на особых похоронных башнях, но 
в древности (п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-