|
х – Хшатра, как хранителя и каменного неба, и военного
сословия. С распространением бронзы, за которой (начиная примерно с IX в. до н.
э.) последовало употребление железа, орудия нельзя уже было представлять как
изделия из камня. Все, касающееся шести Амэша-Спэнта, имело огромное
религиозное и нравственное значение, поэтому ученые жрецы, видимо, упорно
бились над этой проблемой, пока не нашли остроумное решение: они определили,
что камень небес – это горный хрусталь и его можно классифицировать и как
металл, потому что он находится в горных жилах, так же как и металлические руды.
Поэтому Хшатра, владыка хрустального неба, теперь мог почитаться и как
властелин металлов, а потому еще и как защитник воинов. Металлический нож
сменил кремневый в ритуале богослужения. Понемногу стали употребляться
металлические ступки и песты наряду с каменными (оба вида упоминаются в Авесте).
Владыка металлов Хшатра продолжал олицетворять небо в церемонии ежедневного
богослужения.
Другое изменение, касавшееся шести Амэша-Спэнта, заключалось в том, что вокруг
них образовался целый пантеон божеств-язата. Например, Хшатра, властелин неба,
имел в качестве союзников и помощников божество солнца – Хвар, дух неба – Асман
и Митру, а Спэнта-Армаити, владычица земли, получала поддержку вод и божеств
вод – Ардви-Суры и Апам-Напата. Собственно божество земли (Зам) оказывало
помощь Амэрэтат, повелителю растений. Как показывают эти примеры, некоторые из
божеств-язата олицетворяют то, что защищают те или другие из шести Амэша-Спэнта,
а потому зороастрийский пантеон сложен, он наполнен перекрещивающимися нитями
связей и взаимозависимостей.
Это не могло, однако, служить камнем преткновения для новообращенных иранцев,
которые были знакомы с такими же точно взаимоотношениями божеств в прежней
языческой вере. Так, например, Митра долгое время почитался как божество огня и
солнца, хотя и огонь и солнце тоже олицетворялись как божества. Поскольку все
благие божества зороастризма все вместе стремятся к выполнению общей задачи –
ведь они и были созданы Ахура-Маздой для того, чтобы помогать в достижении этой
цели, – то между ними не могло быть никакого соперничества, чувства
превосходства одного над другим. Пантеон божеств служит образцом для
человеческого общества, в котором каждый человек тоже должен посильно помогать
своим ближним.
Вера в Спасителя
мира
Во времена этих темных веков в истории веры произошло еще одно важное изменение
в религиозных воззрениях. Оно касается развития веры в Саошйанта (грядущего
Спасителя). Отдельные пассажи Гат позволяют предположить, что Зороастр
предчувствовал, что конец мира неизбежен, и именно ему Ахура-Мазда поручил
возвестить истину и поднять людей на решающее сражение. Он должен был, однако,
понимать, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти. Зороастр учил, что после него
придет «праведный человек, благого происхождения» (Ясна 43, 3), то есть
Саошйант (букв. «Тот, кто принесет пользу, благо»). Он и поведет людей на
последний бой против зла.
Последователи Зороастра горячо надеялись на это, верили, что Саошйант родится
от семени пророка, чудесным образом сохраняющегося в глубине вод одного озера
(отождествляемого с озером Каисаойа). Когда приблизится конец времен, в нем
искупается девушка и зачнет от пророка. В назначенный срок она родит сына по
имени Астват-Эрэта («Воплощающий праведность, истину», в соответствии со
словами Зороастра: «Моя праведность будет воплощена» – Ясна 43, 16). Несмотря
на свое чудесное зачатие, грядущий Спаситель мира будет человеком, сыном людей,
так что в этой вере в Саошйанта нет искажения учения Зороастра о той роли,
которую род человеческий призван сыграть в великой всемирной битве между добром
и злом. Саошйанту будет сопутствовать, так же как царям и героям, божественная
благодать-Хварэна, о чем больше всего говорится в девятнадцатом яште Авесты.
Хварэна, рассказывается в этом яште (Яшт 19, 89, 92–99), «будет следовать за
победоносным Саошйантом… чтобы он восстановил мир… Когда выйдет из озера
Кансаойа Астват-Эрэта, посланник Ахура-Мазды… тогда он изгонит ложь-друг из
мира истины-аша». Все верующие стремились к этому славному событию, и надежда
на его осуществление придавала him силы и поддерживала в трудные времена.
Подобно тому, как в представлении о грядущем Спасителе появляются элементы чуда,
так же и личность самого пророка с течением времени все более и более
возвеличивалась. В текстах Младшей Авесты Зороастр никогда не обожествляется,
но превозносится как «первый священнослужитель, первый воин, первый пастырь…
владыка и судья мира» (Яшт 13, 89, 91), как тот, при рождении которого
«возрадовались воды и растения… и все существа благого творения» (Яшт 113, 99).
В этот миг Ангра-Маинйу
|
|