|
орье. Народ Авесты[21 - Этим
условным обозначением автор называет те иранские племена, в среде которых
бытовали древнейшие дошедшие до нас части священного писания зороастрийцев –
Авесты. Локализация этих племен в Хорезме(даже в так называемом Большом Хорезме
– обширной области в Средней Азии) крайне проблематична.], видимо, был в тылу
этой второй большой миграции, потому что осел в Средней Азии – в области,
позднее ставшей известной как Хорезм.
Нет никакой возможности проследить более точно путь передвижений древних ариев
– они происходили в доисторические времена, и какая-либо датировка на
протяжении многих столетии отсутствует.
Есть некоторые материалы, относящиеся к раннему периоду зороастрийской веры, в
самой Авесте, но их, к сожалению, нельзя точно датировать или локализовать.
Большая часть их содержится в гимне душам умерших (Яшт 13), где дается длинный
список имен мужчин и женщин, чьи фраваши заслуживают поклонения. Этот список
начинается с «первых учителей и первых слушателей учения» (Яшт 13, 17, 149),
среди которых упоминаются Маидйоиманха, царь Кави-Виштаспа, его супруга царица
Хутаоса, Джамаспа и некоторые другие, известные также по Гатам или по легендам.
За ними следует много незнакомых имен, все они иранские, но принадлежат
отдаленным, забытым временам. Известны также имена племен, которые приняли
зороастрийскую веру, – это аирйа (включавшие и народ Авесты), туирйа, саирима,
саина и даха. Упомянуты и названия некоторых стран, неизвестных в исторические
времена.
Первые свидетельства, которые позволяют связать зороастризм с определенными
местностями, находятся в одном из древнейших яштов, девятнадцатом, посвященном
Хварэна («Божественной благодати»). Здесь говорится, что царственная
благодать-Хварэна сопутствует тому, «кто правит у озера Кансаойа, принимающего
Хаэтумант…» (Яшт 19, 66). Хаэтумант – современная река Гильменд, а Кансаойа
должно быть озером Хамун в Дрангинане (современном Систане) на юго-востоке
Ирана.
Отсюда следует, что иранцы этой области приняли зороастризм до того, как был
установлен канон авестийских писаний, то есть по крайней мере около VI в. до н.
э. Дополнительные свидетельства в пользу этого содержатся в прозаическом
авестийском тексте, составляющем первую главу позднейшей компиляции, так
называемого Видевдата (позднее искаженное Вендидад), то есть «Закона против
демонов-даэва». В этой главе перечисляется семнадцать стран, начиная с
Аирйанэм-Ваэджа – мифической прародины иранцев. Говорится, что каждая страна,
сотворенная самим Ахура-Маздой, была прекрасна, но она страдала от какого-либо
бедствия, насланного Злым Духом. Одни названия стран неясны, а другие хорошо
известны: это, в частности, Сугда (Согдиана), Моуру (Маргиана), Бахди (Бактрия),
Харахваити (Арахозия) и Хаэтумант (Гильменд). Все эти страны находятся на
северо-востоке и востоке Ирана. Различные предположения были высказаны по
поводу этого списка. Наиболее обоснованным кажется заключение о том, что все
эти страны приняли зороастризм относительно рано (и потому названия их
сохранились в священных книгах). Загадочным остается тот факт, что Хорезм в
список стран не вошел, а название Аирйанэм-Ваэджа кажется поздним дополнением.
Основные положения
веры
Нет никаких данных относительно церковной организации зороастрийцев в
доисторическое время – неизвестно, например, существовал ли признанный глава
всей общины, или же были автономные главы местных церквей на территории каждого
племени или царства. Отрывочная информация может быть почерпнута из Авесты о
религиозном обучении – так, в Яште 13 (стих 97) некто Саэна, сын Ахумстута,
почитается как первый среди верующих, кто воспитал сто учеников. Несомненно, во
время завоеваний и поселений на новом месте зороастрийские жрецы продолжали
сохранять свою веру, постоянно развивали ее богословские положения и обрядовую
практику.
С одной богословской проблемой они должны были столкнуться достаточно рано в
связи с развитием материальной культуры. Проблема эта касалась одного из
Бессмертных Свят
|
|