Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
ь желанный Аирйаман придет на помощь мужчинам и женщинам Зороастра,
 на помощь их благим помыслам. Чья совесть заслуживает желанного вознаграждения,
 для того я прошу желанной награды за праведность, которую определит 
Ахура-Мазда». Молитва эта до сих пор ежедневно повторяется в зороастрийских 
обрядах, при каждой свадебной церемонии.




Символ 
веры

Зороастр создал общину, объединенную ясно сформулированным учением, общими 
нравственными устремлениями и совместными обрядами. Это, с одной стороны, 
единство, а с другой – убеждение приверженцев пророка, будто все, кто не примет 
его откровения, будут наверняка прокляты, вызывало раздражение у необращенных. 
По преданию, сам Зороастр погиб в старости насильственной смертью – его заколол 
кинжалом жрец-язычник. Какое-то бедствие постигло царство Виштаспы, и, 
по-видимому, новой религии пришлось бороться, чтобы уцелеть. Однако молодая 
религия не только нашла в себе силы, чтобы выжить, но и постепенно 
распространилась среди иранцев.

Символ веры зороастризма – Фраваране[20 - Фраваране – первое слово символа веры,
 значит букв. «Я признаю, выбираю, объявляю…».] произносится верующим ежедневно.
 Как кажется, он оформился сначала в те самые трудные времена. Предполагают, 
что символ представляет собой заявление о своей вере, которое должен был 
произнести каждый новообращенный. Этот древний текст начинается так: «Признаю 
себя поклонником Мазды, последователем Зороастра. Отрекаюсь от демонов-даэва, 
принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амэша-Спэнта, молюсь Амэша-Спэнта. Ахура-Мазде, 
доброму, всеблагому, принадлежит все благое» (Ясна 12, 11). Заслуживает 
внимания, что слово, выбранное для обозначения верующего, – это прежде всего 
мазда-ясна («поклоняющийся, почитающий Мазду»). Оно встречается восемь раз в 
полном тексте символа веры (Ясна 12), и только четыре раза верующий называется 
словом заратуштри, то есть «последователь Зороастра». Очевидно, именно 
провозгласив богом Ахура-Мазду и посвятив ему, в конечном счете, весь культ, 
зороастрийцы отличались самым существенным образом от приверженцев старой 
языческой веры.

Дуализм тоже признается в первых строках символа веры отречением от 
демонов-даэва. Злой Дух появляется лишь в откровении самого Зороастра, а 
поэтому никакого отрицания его от новообращенного не требовалось. К Ахура-Мазде 
относится только одно благо. После стихов из Гат текст символа веры такой: 
«Святую Армаити, благую, выбираю я себе. Пусть она будет моей. Я отвергаю 
грабеж и угон скота, ущерб и разрушение домов поклонников Мазды». В последних 
словах говорится о страданиях и тревогах, преследующих людей в первобытном 
обществе.

Далее следует более подробное и настоятельное требование отречься от сил зла: 
«Я отвергаю… даэва и поклонников даэва, демонов, поклоняющихся демонам, тех, 
кто вредит кому-либо мыслями, словами, делами… Истинно я отвергаю все, 
принадлежащее лжи-друг, противящееся (добру)… Как Зороастр отверг даэва… во 
время всех встреч, когда Мазда и Зороастр говорили друг с другом, так и я 
отвергаю, как поклоняющийся Мазде зороастриец, даэва… Таков был выбор вод, 
таков был выбор растений, таков был выбор благодатной коровы, выбор Ахура-Мазды,
 который создал корову и праведного человека, таков был выбор Зороастра, выбор 
Кави-Виштаспы, выбор Фрашаостры и Джамаспы по этому выбору и по этой вере я 
являюсь поклонником Мазды…».

В последних строках подчеркивается характерная особенность зороастрийского 
учения, состоящая в том что, выбирая добро, каждый человек становится союзником 
и скромным сподвижником бога и всего благого на земле. В этих строках 
Ахура-Мазда почитается как Творец. Нет никаких оснований считать, что он 
воспринимался так и иранцами-язычниками, ведь они приписывали созидательную 
деятельность всем божествам Творцом у них, возможно, считался меньший собрат 
Ахуры – Варуна, как исполнявший повеления отдаленного Мудрого Владыки. 
Признание Ахура-Мазды Творцом, очевидно, было еще одной отличительной чертой 
учения Зороастра.

Символ веры заканчивается тем, что верующий обязуется соблюдать трехчастную 
зороастрийскую мораль и веру в целом: «Я предаю себя благой мысли, я предаю 
себя благому слову, я предаю себя благому делу, я предаю себя религии 
поклонения Мазде, которая… истинная, величайшая и лучшая из всех (религий), 
которые есть и будут, прекраснейшая, ахуровская, зороастрийская».




Ритуал богослужения и 
Йенхе-Хатам

Кроме стихов Гат, наиболее почитаемых зороастрийских изречений, и текста 
молитвы Ахуна-Ваирйа для ежедневного употребления, Зороастр не установил, 
по-видимому, для своих учеников никаких определенных религиозных богослужений. 
Он удовлетворился, вероятно, тем, что во всех случаях верующие могут молиться 
словами по своему выбору. Однако в какое-то время его последователи решили 
создать установленный ритуал богослужения для исполнения ежедневных служб 
литургию-ясна. Это было ус
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-