Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Зороастризм :: Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-
 
со своим родственником Фрашаострой. Третьей женой 
Зороастра стала дочь Фрашаостры – Хвови. Этот брак был бездетным.




Знак 
зороастризма

В Гатах Зороастр выступает скорее пророком, чем законодателем. Тем не менее, за 
годы, проведенные при Виштаспы, он должен был устроить свою общину, установить 
религиозные церемонии и обряды. По-видимому, это еще индоиранский обычай 
надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную 
общину. Брахманы Индии носят его через плечо. Шнур завязывает жрец, но брахманы 
никогда его не развязывают, а просто стягивают в сторону, когда совершают обряд.
 Этот старый индоиранский обычай Зороастр приспособил для того, чтобы дать 
своим no-следователям отличительный знак. Все зороастрийцы мужчины и женщины, 
носят шнур как пояс, трижды обернув им поясницу и завязав узлом спереди и сзади.
 Обряд посвящения совершается в пятнадцатилетнем возрасте, после чего верующий 
обязан сам развязывать и вновь завязывать пояс каждый день всю свою последующую 
жизнь во время молитвы. Символическое значение этого пояса (по-персидски кусти) 
вырабатывалось в течение столетий, но, по-видимому, с самого начала три его 
витка означали трехчастную этику зороастризма[15 - Речь идет об основной триаде 
зороастрийской этики: благой мысли, благом слове, благом деле.]. Они должны 
были сосредоточивать мысли владельца на основах веры. Кусти повязывают поверх 
нижней белой рубашки – судра, – в ворот которой зашит маленький кошелек. Он 
должен напоминать верующему о том, что человек всю жизнь должен наполнять его 
благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести себе сокровище на 
небесах.





Молитвы

У иранцев времен язычества для молитв и богослужений предназначались три 
времени дня: восход, полдень и закат. Дневные часы были разделены на две поры – 
утреннюю (Хавани)[16 - Хавани – букв. «относящийся к выжиманию хаомы» (хаому 
полагалось готовить утром).], находящуюся под покровительством Митры, и 
послеполуденную (Узайара – букв. «конец дня»), покровительствуемую его 
собратом-ахурой Апам-Напатом. Ночь, видимо, составляла третий период, 
называвшийся Аивисрутра, посвященный фраваши, душам умерших. Зороастр, 
по-видимому, выделил в сутках еще две поры и потребовал от своих последователей 
молиться пять раз в день. Один из новых периодов назывался Рапитва (букв. 
«предназначенный для еды») и начинался в полдень – в тот самый воображаемый миг,
 в который время стояло на одном месте в момент творения так, как это 
повторится снова во время Фрашо-кэрэти. Пора Рапитва продолжалась после полудня 
на некоторое время, отторгнутое, таким образом, от поры Узайара.

В течение лета, когда господствовали благие силы, этот новый период был 
посвящен духу полудня – Рапитвина – и находился под покровительством 
Аша-Вахишта («Лучшей праведности»), владычицы огня, а также и полуденного зноя. 
Но зимой, когда властвовали демоны-даэва, считалось, что Рапитвина удаляется 
под землю, чтобы лелеять своим теплом корни растений и источники вод, и тогда 
посвященный ему период, так же как и утренний, отводили Митре, и тот считался 
Вторым Хавани. На протяжении всего лета молитвы, читавшиеся в полдень, помогали 
верующему думать об истине-аша и о настоящем и будущем триумфе сил добра, в то 
время как удаление духа Рапитвина зимой служило ежегодным напоминанием о 
грозных силах зла и о необходимости противостоять им. Так Зороастр использовал 
и деление дня, и смену времен года для того, чтобы надежно закрепить основные 
понятия учения в умах своих приверженцев.

Другой период суток начинался, напротив, в полночь. Зороастр разделил ночь па 
две части, оставив первую в распоряжении душ умерших – фраваши, но вторую 
половину от полночи до восхода, называемую Уша[17 - Уша – букв. «заря», 
«восток» (греч. Эос).], посвятил Сраоше, владыке молитвы. В то время, когда 
силы тьмы сильнее всего и рыщут вокруг, последователи Зороастра должны вставать 
и подкладывать топливо и благовоние в огонь, а также укреплять мир добра своими 
молитвами.

Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, 
частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, 
известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к 
молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он 
стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии 
Создателя. Взгляд его устремлен на огонь – символ праведности. Верующий молится 
Ахура-Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами 
пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает 
всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное 
значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры.




Семь 
празднеств

Непременной обязанностью, которую Зороастр возложил на своих последователей, 
с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 145
 <<-