|
«Творения», за
исключением того, что не предвидится первоначальная единичность одушевленных
существ. Горы и долины уступят место гладкой равнине, но там, где сначала было
одно растение, одно животное и один человек, навсегда останется то большое и
разнообразное множество растений и живых существ, появившихся с тех пор. Точно
так же и многие божества, созданные Ахура-Маздой, продолжат свое раздельное
бытие. Их обратное поглощение верховным божеством не предсказывается. Как
говорится в пехлевийском тексте, после Фрашегирд «Ормазд, Амахраспанд[14 -
Ормазд – более поздняя форма имени Ахура-Мазда (на пехлеви), Амахраспанд –
пехлевийская форма Амэша-Спэнта.], все язата и люди будут вместе… повсеместно
будет, как весной в саду, в котором всевозможные деревья и цветы… и это все
будет творением Ормазда» (Дадестани-Диниг. Ривайат XLVIII, 99, 100, 107).
Следовательно, Зороастр стал первым, кто учил о суде над каждым человеком, о
рае и аде, о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной
жизни воссоединявшихся души и тела. Эти представления стали впоследствии
известны религиям человечества, они были заимствованы иудаизмом, христианством
и исламом. Однако только в самом зороастризме они имеют между собой полную
логическую связь, потому что Зороастр настаивал и на исконной благости
материального мироздания и соответственно плотского тела и на непоколебимой
беспристрастной божественной справедливости. По Зороастру, спасение каждого
человека зависит от совокупности его мыслей, слов и дел, в которые вмешиваться
и изменять, из сострадания или же по своей прихоти, не может ни одно божество.
В таком учении вера в День Суда полностью получает свой ужасающий смысл, ведь
каждый человек должен держать ответ за судьбу собственной души и разделять
общую для всех ответственность за судьбы мира. Проповедь Зороастра была и
благородной, и требующей усилий от каждого человека, она призывала тех, кто
принимал ее, к решимости и отваге.
Глава
III
Утверждение культа
Мазды
Введение
Хотя учение Зороастра – развитие старой веры в Ахуру, оно содержало много
такого, что раздражало и тревожило его соплеменников. Предоставляя надежды на
достижение рая всякому, кто последует за ним и будет стремиться к праведности,
Зороастр порывал со старой аристократической и жреческой традицией, отводившей
всем незнатным людям после смерти подземное царство. Более того, он не только
распространил надежду на спасение на небесах для бедняков, но и пригрозил адом
и, в конечном счете, уничтожением сильным мира сего, если они будут поступать
неправедно.
Его учение о загробной жизни, казалось, задумано так, чтобы вдвойне рассердить
привилегированных. Что касается его отрицания демонов-даэва, то оно могло
показаться опрометчивым и опасным как богатым, так бедным, потому что навлекало
гнев этих божественных существ на все общество. Далее, величественные
представления об одном Творце, о разделении добра и зла грандиозной мировой
борьбе, требующей постоянных нравственных усилий, было трудно постичь, а будучи
понятыми, эти представления оказались слишком вызывающими для обычных беспечных
политеистов.
Соплеменники Зороастра, очевидно, чувствовали естественное недоверие к
знакомому им человеку, который претендовал на то, что получил удивительное
божественное откровение. Годы, посвященные Зороастром проповеди среди
соплеменников, были почти бесплодными – он сумел обратить в новую веру лишь
своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда он покинул свой народ и отправился
к другому, где, будучи чужестранцем, смог добиться благосклонности царицы
Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы, которые «выступили вперед как (сильная) рука и
поддержка для его веры ахуровской, веры Заратуштры» (Яшт 13, 100). Обращение в
новую веру Виштаспы рассердило соседних правителей, они потребовали его
возвращения к старой религии. Когда он отказался это сделать, началась война, в
которой Виштаспа одержал победу. Так учение Зороастра было принято в стране
Виштаспы.
Согласно преданиям, Зороастр прожил еще много лет после обращения Виштаспы, но
о его жизни и до и после этого решающего события известно мало. Для того чтобы
полностью отвечать своему призванию, иранскому священнослужителю следовало
жениться, и Зороастр был трижды женат. Его первые две жены, имена которых до
нас не дошли, родили ему трех сыновей и трех дочерей. Свадьба младшей дочери
пророка, Поуручисты, воспевается в одной из Гат (Ясна 53). Мужем Поуручисты
стал Джамаспа, главный советник Виштаспы прославившийся мудростью. Джамаспа
упоминается в Гатах вместе
|
|